Во многих финансовых учреждениях процедуры проверки будущего кредитного клиента схожи между собой. Однако у каждого банка есть свои утвержденные правила и нормы проверки. Именно поэтому получив отказ в одном банке можно получить одобрение в другом. Как же проверяют при выдаче кредита?
В анкете клиента проверяется в целом вся заполненная информация. Особенно тщательно проверяется стабильность проживания на последнем месте и срок работы на предприятии. Данные о проживании, если они совпадают с пропиской в паспорте, как правило, не проверяются. А вот если человек живет по адресу, который отличается от прописки, всегда совершается звонок для уточнения данной информации и желательно из независимых источников, а не по телефону, указанному клиентом.
Внимательно изучается область анкеты, где указывается действующая или прошлая кредитная история заемщика. Очень часто люди пытаются скрыть, что раньше уже пользовались услугами кредитования. Обычно это происходит из-за негативной кредитной истории клиента.
Кроме анкеты, информацию о положительной или отрицательной истории кредитования содержит в себе бюро кредитных историй, договора о сотрудничестве с которым имеет большинство финансовых организаций и банков. Поэтому даже если заемщик не написал этого в анкете, кредитор все равно об этом узнает и расценит это как негативную характеристику клиента.
Телефонный звонок — это обязательный этап проверки платежеспособности и честности будущего кредитного клиента. Как правило, телефонные звонки совершаются в трех направлениях:
- работодателю заемщика;
- самому человеку;
- контактному лицу, указанному в анкете;
При звонке на работу уточняется вся информация, указанная в справке о доходах и анкете одновременно. Звонок совершается обязательно в бухгалтерию для подтверждения суммы дохода и непосредственному руководителю клиента для уточнения качественных характеристик человека. При звонке потенциальному заемщику перепроверяют анкетные данные. Все ли четко отвечает клиент, ничего ли не путает, не запинается при назывании места своей работы, имени руководителя и своей должности и т.д. у контактного лица в телефонном режиме уточняется вся информация, которой он владеет по поводу клиента и сверяется с анкетой. Для большей уверенности можно попросить номер еще одного общего знакомого для перепроверки. Очень часто при перекрестных вопросах вся неправдивая информация раскрывается, что, в свою очередь, добавляет негативное мнение о человеке.
Справка о доходах будущего заемщика проверяется как в телефонном режиме, так и по базам данных. Сверяется фамилия и имя директора, указанного в справке. Проверке также подлежит стаж работы на организации. Ведь сегодня множество поддельных справок продается даже в интернете. Суммы в справке, которые идентичны между собой — это точно подделка. Это значит, что человек за полгода ни разу не заболевал и не ходил в отпуск.
Паспорт проверяется на подлинность также в базах утерянных паспортов и сверяется правильность оформления оригинала. Проверяется паспорт и мужа/жены потенциального клиента. Если в сделке участвуют продавцы — их паспорта так же обязательно проверяют.
При проверке документов на ипотечный кредит привлекается юридическая служба, которая выверяет все нормы законов в поданных документах. Также документы на квартиру проходят проверку в едином реестре, контролирующем права на недвижимость. Так как имущество может быть арестовано и тогда сделка будет просто недействительна. Проверке подлежит и справка о прописанных людях на жилплощади. Так как можно купить квартиру, в которой останется проживать один из собственников.
Итак, для составления объективного мнения о будущем кредитном клиенте банковские специалисты используют все доступные им базы данных и средства проверки. После всех проверочных работ принимается окончательное решение по клиенту. Поэтому положительное или отрицательное решение о кредите зависит полностью от самого человека и правдивости поданной им информации.
Проверка данных, указанных в анкете
В анкете клиента проверяется в целом вся заполненная информация. Особенно тщательно проверяется стабильность проживания на последнем месте и срок работы на предприятии. Данные о проживании, если они совпадают с пропиской в паспорте, как правило, не проверяются. А вот если человек живет по адресу, который отличается от прописки, всегда совершается звонок для уточнения данной информации и желательно из независимых источников, а не по телефону, указанному клиентом.
Внимательно изучается область анкеты, где указывается действующая или прошлая кредитная история заемщика. Очень часто люди пытаются скрыть, что раньше уже пользовались услугами кредитования. Обычно это происходит из-за негативной кредитной истории клиента.
Кроме анкеты, информацию о положительной или отрицательной истории кредитования содержит в себе бюро кредитных историй, договора о сотрудничестве с которым имеет большинство финансовых организаций и банков. Поэтому даже если заемщик не написал этого в анкете, кредитор все равно об этом узнает и расценит это как негативную характеристику клиента.
Телефонный звонок потенциальному заемщику и его окружению
Телефонный звонок — это обязательный этап проверки платежеспособности и честности будущего кредитного клиента. Как правило, телефонные звонки совершаются в трех направлениях:
- работодателю заемщика;
- самому человеку;
- контактному лицу, указанному в анкете;
При звонке на работу уточняется вся информация, указанная в справке о доходах и анкете одновременно. Звонок совершается обязательно в бухгалтерию для подтверждения суммы дохода и непосредственному руководителю клиента для уточнения качественных характеристик человека. При звонке потенциальному заемщику перепроверяют анкетные данные. Все ли четко отвечает клиент, ничего ли не путает, не запинается при назывании места своей работы, имени руководителя и своей должности и т.д. у контактного лица в телефонном режиме уточняется вся информация, которой он владеет по поводу клиента и сверяется с анкетой. Для большей уверенности можно попросить номер еще одного общего знакомого для перепроверки. Очень часто при перекрестных вопросах вся неправдивая информация раскрывается, что, в свою очередь, добавляет негативное мнение о человеке.
Проверка подлинности поданных документов
Справка о доходах будущего заемщика проверяется как в телефонном режиме, так и по базам данных. Сверяется фамилия и имя директора, указанного в справке. Проверке также подлежит стаж работы на организации. Ведь сегодня множество поддельных справок продается даже в интернете. Суммы в справке, которые идентичны между собой — это точно подделка. Это значит, что человек за полгода ни разу не заболевал и не ходил в отпуск.
Паспорт проверяется на подлинность также в базах утерянных паспортов и сверяется правильность оформления оригинала. Проверяется паспорт и мужа/жены потенциального клиента. Если в сделке участвуют продавцы — их паспорта так же обязательно проверяют.
При проверке документов на ипотечный кредит привлекается юридическая служба, которая выверяет все нормы законов в поданных документах. Также документы на квартиру проходят проверку в едином реестре, контролирующем права на недвижимость. Так как имущество может быть арестовано и тогда сделка будет просто недействительна. Проверке подлежит и справка о прописанных людях на жилплощади. Так как можно купить квартиру, в которой останется проживать один из собственников.
Итак, для составления объективного мнения о будущем кредитном клиенте банковские специалисты используют все доступные им базы данных и средства проверки. После всех проверочных работ принимается окончательное решение по клиенту. Поэтому положительное или отрицательное решение о кредите зависит полностью от самого человека и правдивости поданной им информации.
Видео по теме
Связанная статья
Как банки проверяют клиентов: традиционные и новые способы