Исследователи выявили несколько источников, из которых Пушкин черпал вдохновение и подыскивал сюжеты для своих сказок. Известно, что писатель много времени проводил, собирая исторические сведения и работая в архивах. Эти материалы отражали не только жизнь деятелей отечественной истории, царей и полководцев, но и содержали ценные сведения о быте простого русского народа. Многие детали, найденные Пушкиным в исторических описаниях, нашли отражение в сказочных сюжетах.
Во время жизни в селе Михайловском Пушкин не раз принимал участие в народных гуляньях, проводил время на ярмарках, смешиваясь с толпой простых людей. Здесь он мог послушать народные песни и сказочные истории, которые передавали слушателям нищие слепцы. Меткие словечки, яркие образы и точные сравнения западали в душу писателя, становясь основой для будущих произведений.
В детские и юношеские годы Пушкин был очень привязан к своей няне – Арине Родионовне. Будучи простой крепостной крестьянкой, няня часто рассказывала Александру сказки, которых знала много. Вечера, проведенные за прослушиванием народных сказок в исполнении Арины Родионовны, Пушкин считал самой большой наградой. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он впоследствии. В более зрелом возрасте писатель также часто просил няню пересказать ему отдельные сказочные истории.
Знаменитые сказки, проникнутые русским народным духом, Пушкин сочинял на протяжении почти всей своей творческой жизни, вплоть до 1834 года. Литературоведы предпочитают делить эти произведения на две группы. Ранние сказки были написаны автором до 1825 года. Поздние, из которых читатели как раз и узнали о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, относятся к более зрелому периоду творчества Пушкина.
Исследователи и критики сходятся во мнении, что ранние сказочные поэмы Пушкина не отражают подлинной народности творчества писателя, свойственной зрелому периоду его литературной деятельности. Здесь трудно отыскать признаки выражения стремлений и интересов народа. Работая над первыми сказками, автор лишь стремился сознательно усвоить и качественно переработать отдельные приемы устного творчества русского народа.
Но и на раннем периоде сочинения сказок Пушкин стремился по возможности использовать некоторые элементы народных сказаний, характерные речевые обороты, сказочные мотивы, имена персонажей. Точно таким же способом в начале XIX века создавали свои сказочные поэмы и другие русские мастера слова.
После 1825 года Пушкин постепенно переходит к реализму в своем творчестве. Он стремится ближе подойти к народу, уяснить его идеалы, мечты и вековые чаяния. Шаг за шагом он отрабатывал сюжетные линии своих будущих сказок, по нескольку раз исправляя компоновку текстов и безжалостно заменяя одни образы на другие. При этом писатель стремился касаться злободневных социальных тем, не забывая о нравственных идеалах простого народа. Результатом такого углубления в народное творчество стали несколько сказок Пушкина, вошедших в «золотой фонд» русской и мировой литературы.
Во время жизни в селе Михайловском Пушкин не раз принимал участие в народных гуляньях, проводил время на ярмарках, смешиваясь с толпой простых людей. Здесь он мог послушать народные песни и сказочные истории, которые передавали слушателям нищие слепцы. Меткие словечки, яркие образы и точные сравнения западали в душу писателя, становясь основой для будущих произведений.
В детские и юношеские годы Пушкин был очень привязан к своей няне – Арине Родионовне. Будучи простой крепостной крестьянкой, няня часто рассказывала Александру сказки, которых знала много. Вечера, проведенные за прослушиванием народных сказок в исполнении Арины Родионовны, Пушкин считал самой большой наградой. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он впоследствии. В более зрелом возрасте писатель также часто просил няню пересказать ему отдельные сказочные истории.
Знаменитые сказки, проникнутые русским народным духом, Пушкин сочинял на протяжении почти всей своей творческой жизни, вплоть до 1834 года. Литературоведы предпочитают делить эти произведения на две группы. Ранние сказки были написаны автором до 1825 года. Поздние, из которых читатели как раз и узнали о попе и его работнике Балде, о царе Салтане, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, относятся к более зрелому периоду творчества Пушкина.
Исследователи и критики сходятся во мнении, что ранние сказочные поэмы Пушкина не отражают подлинной народности творчества писателя, свойственной зрелому периоду его литературной деятельности. Здесь трудно отыскать признаки выражения стремлений и интересов народа. Работая над первыми сказками, автор лишь стремился сознательно усвоить и качественно переработать отдельные приемы устного творчества русского народа.
Но и на раннем периоде сочинения сказок Пушкин стремился по возможности использовать некоторые элементы народных сказаний, характерные речевые обороты, сказочные мотивы, имена персонажей. Точно таким же способом в начале XIX века создавали свои сказочные поэмы и другие русские мастера слова.
После 1825 года Пушкин постепенно переходит к реализму в своем творчестве. Он стремится ближе подойти к народу, уяснить его идеалы, мечты и вековые чаяния. Шаг за шагом он отрабатывал сюжетные линии своих будущих сказок, по нескольку раз исправляя компоновку текстов и безжалостно заменяя одни образы на другие. При этом писатель стремился касаться злободневных социальных тем, не забывая о нравственных идеалах простого народа. Результатом такого углубления в народное творчество стали несколько сказок Пушкина, вошедших в «золотой фонд» русской и мировой литературы.
Видео по теме