По всеобщему признанию всех любителей творчества А.С. Пушкина и специалистов в этой области именно «Болдинской осени» мир обязан появлению на свет многих талантливых произведений, вышедших из-под руки признанного гения. В этот трехмесячный период, начавшийся 31 августа 1830 года, поэт находился на пике своего творчества, когда он сочинял свои нетленные творения с таким воодушевлением и скоростью, что у многих создается впечатление его сверхъестественных способностях.
А ведь именно эпидемия холеры, терзавшая Россию в то время и унесшая многие человеческие жизни, стала причиной неожиданного затворничества поэта. И именно этот удручающий фактор в первую очередь способствовал неожиданно высвободившемуся времени, которым Александр Сергеевич распорядился очень плодотворно.
Что предшествовало «Болдинской осени»
Предвестниками «Болдинской осени» великого поэта стали весна и лето 1830 года. 6 мая состоялось объявление о помолвке Пушкина и Гончаровой. Из-за финансовых затруднений семейства невесты свадьба несколько раз откладывалась. Мать Натальи Гончаровой не желала прослыть разоренной, а потому отсутствие приданного ее дочери считала затруднением для этого торжественного события. Кроме того, в августе умер дядя Пушкина, Василий Львович. И из-за траура свадьба опять была отсрочена, а поэт выехал из Москвы в Болдино для вступления во владение деревней Кистенево, которую ему подарил отец.
Интересно, что перед отъездом из Москвы жених поссорился с матерью невесты и под влиянием обуревавших его чувств в письме к Наталье написал, что она «совершенно свободна», а он в свою очередь «женится только на ней или не женится никогда». В пункт назначения Пушкин прибыл 3 сентября 1830 года. Здесь он планировал в течение месяца управиться с делами. В первые дни поэт даже опасался, что из-за хлопот со вступлением во владение и закладу деревни Кистенево у него будет нарушен плодотворный рабочий режим. Ведь обычно именно осенью он наиболее усердно писал свои произведения.
В это краткосрочное путешествие Александр Сергеевич взял с собой только три книги («Историю русского народа», 2-ой том Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и «Сочинения английских поэтов»), которых ему, как оказалось впоследствии, было очень мало. Замысел Пушкина о месячном турне в деревню был нарушен страшной эпидемией холеры, которая накрыла европейскую часть России. Из-за карантинных кордонов, исключающих транспортное сообщение с Москвой и Петербургом, он был вынужден застрять в Болдино на три месяца.
А.С. Пушкин во время «Болдинской осени»
Во время своего пребывания в деревне Пушкин с головой погрузился в творчество. «Болдинская осень» смогла подарить миру достаточное количество литературных произведений, вышедших из-под руки мастера, как в стихах, так и в прозе. Сельский уклад очень благотворно сказался на его способности писать. Красивая природа, чистый воздух и уединенность стали для писателя теми важными причинами, которых ему всегда не хватало в шумном городе. Он мог с восхода солнца и до поздней ночи творить, полностью отдавшись музе.
Именно «Болдинская осень» в жизни русского гения считается самым ярким периодом созидания. Ведь именно в это время он смог раскрыться во многих литературных жанрах, создав множество произведений. Здесь он за три месяца успел завершить написание поэмы «Евгений Онегин», создать поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических произведения малых форм, написать «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», а также создать массу неоконченных произведений.
Обычно Пушкин пробуждался к шести часам. Его утренний моцион состоял из холодного душа и горячего кофе. Потом он начинал писать. Причем делал это, лежа прямо на кровати. Скорость написания его была такой высокой, что многие специалисты недоумевают и сегодня: «Делал он это так быстро, словно свои произведения не сочинял самолично, а записывал под диктовку». Вдохновенная пора для творчества радовала и самого классика, и он не упускал возможность его использовать с максимальной эффективностью. В деревне Александр Сергеевич смог освоить новые литературные жанры. Он экспериментировал с лексикой и сочетал различные народные и художественные формы. К сожалению, не все свои замыслы той поры ему удалось впоследствии реализовать в полной мере.
Лирические литературные формы
Характерно, что осень 1830 года стала для великого писателя периодом подведения очередных итогов своего творчества. Еще в своем письме к родителям в апреле этого года он упоминает о «новом периоде». Об этом же он сообщает в конце сентября и Плетневу: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!». Литературный подъем совпал с переменами в личной жизни. 13 сентября была окончена «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в назидательной манере. А заключительная глава «Евгения Онегина» повествует читателю о символической ретроспективе своего творчества через «смену обликов Музы». По словам Благого, эволюция творчества Пушкина в этот период происходила как «движение через романтизм к реализму, от поэзии к прозе».
В Болдино было сочинено более тридцати стихотворений, среди которых находятся «Элегия», «Моя родословная» и «Бесы». Особенных слов заслуживают две финальные главы «Евгения Онегина» и поэма «Цыганы». Если попытаться обобщить творческую тематику лирики «Болдинской осени», то складывается впечатление, что поэт подводит некий итог прошлым событиям и пытается сформулировать впечатления от настоящего времени. А пробы в народных жанрах, выраженные в «Сказке о попе и о работнике его Балде» и неоконченной «Сказке о Медведихе», только усиливают данное впечатление.
Именно жанровая разносторонность и две категории («воспоминания» о прошлом и «впечатления» от настоящего) стихотворных произведений наиболее полно характеризуют «болдинский» период творчества великого русского поэта. В качестве литературных примеров можно привести «Заклинание» (любовные элегии), «Осень» (красноречивое описание природы), «Герой» и «Моя родословная» (политические и философские размышления), «Бесы» (жанровые зарисовки), «Не то беда…» (эпиграммы).
В начале октября 1830 года Александр Сергеевич предпринял попытку выбраться из Болдина, однако карантинные кордоны ему тогда не удалось преодолеть. Лишь 5 декабря (с третьего раза) он смог прорваться в Москву, еще не оправленную от холеры. А 9 декабря он написал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme…».
Произведения в прозе
«Болдинская осень» смогла изменить мироощущения поэта таким образом, что он решил реализоваться и в качестве прозаика. Здесь он написал «Повести Белкина», которые ему давались достаточно «легко и непринужденно». Он творил в новом для себя литературном амплуа с небывалым увлечением и приподнятым настроением. А выпустил он это произведение, наполненное легкой иронией, гуманностью и наблюдательностью, впоследствии под вымышленным именем.
В деревне Пушкин создает «Маленькие трагедии», пробуя себя в драме. Камерный характер произведения, в котором задействовано мало персонажей и используется достаточно динамичный сюжет, по закону жанра заканчивается гибелью главного персонажа. В основном все драматические произведения этого цикла повествуют о конфликтах человеческих страстей, которые разрешаются самым печальным образом. Тревожная тематика «философии жизни современного человека» была прервана лишь после письма невесты, которая вернула писателю утраченное душевное равновесие. Наталья Гончарова тогда написала, что «обещает выйти замуж и без приданного».
Кроме того, в период «Болдинской осени» Александр Сергеевич написал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.
В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в этой деревне октябрь 1833 года, причём на этот раз он написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова посетил Болдино, но написал там всего одно произведение - «Сказку о золотом петушке».