Назначение и виды сбытовой сети
Несмотря на то что понятие сбытовой сети имеет четкое описание в экономике, на практике каждый производитель выстраивает свою систему сбыта. Она зависит от особенностей товара, масштаба бизнеса, возможностей рынка. Правильно выстроенная сеть сбыта обеспечит покупателю возможность купить товар в любом удобном ему месте, а производителю даст устойчивый рост уровня продаж его продукта. Эффективная сбытовая сеть представляет собой сеть оптовых и розничных магазинов, хранилищ, складов, торгово-выставочных площадок. На сегодняшний день существует три вида сбытовых сетей.
Собственная сеть – это система сбыта, организованная непосредственно производителем продукции за счет собственных ресурсов. Они могут быть расположены в разных экономических регионах государства.
Крупнейшим рынком сбыта для продукции Аррle в 2013 году стал Китай. Рост продаж iPhone с 2010 года в этой стране превышает 100% ежегодно.
Независимая, агентская или дилерская сеть предполагает заключение договоров между производителем продукции и компаниями, способными обеспечить ее реализацию. Это могут быть супермаркеты, склады, мелкие торговые точки, специализированные магазины, дилеры, организующие фирменные точки продаж того или иного бренда. Надежность такой сети сбыта продукции зависит от качества компаний-партнеров, их деловой репутации на рынке. Немаловажную роль играют условия контракта между производителем и продавцом продукции.
Самая большая в мире розничная сеть супермаркетов - Wal-Mart. Она основана в 1962 году. Это 10 тысяч магазинов в 15 странах мира. Wal-Mart - крупнейший частный работодатель в мире, число сотрудников превышает 2 миллиона человек.
Смешанная сеть представляет собой синтез предыдущих двух. Эта форма сбыта предполагает как наличие собственных отделов, так и представленность товара в магазинах партнеров.
Факторы формирования торговой сети
При формировании сети сбыта продукции важным фактором является целевая аудитория товара. Важны и уровень дохода потенциального потребителя, его требования к качеству сервиса, поведенческие особенности при покупке товара, мотивы приобретения и т.д. Также актуальными являются конкурентоспособность и уникальность предлагаемого продукта, особенности сети сбыта конкурентов, объем производства, спрос на продукцию, маркетинговая и рекламная активность производителя.
Еще один важный фактор - это соотношение эффективности сбытовых каналов с их стоимостью и финансовыми возможностями производителя. И, наконец, важную роль играют особенности рынка: емкость, конкурентоспособность, практика сбыта аналогичной продукции и прочее.