Целью называют назначение или смысл предпринимаемых действий, желаемый результат. От того, правильно ли сформулирована цель, зависит успех ее достижения. В менеджменте нашла широкое применение разработанная в 1965 г. техника оценки целей SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound) по пяти критериям, позволяющая весьма просто и достаточно эффективно понять, на сколько «умная» отдельно взятая цель или задача.
Конкретность. Цель должна быть сформулированной, точной, однозначной и одинаково всем понятна. Например, увеличить чистую прибыль организации.
2
Измеримость. Цель должна быть измеримой качественными и (или) количественными показателями. Данный критерий поможет оценить степень достижения цели. Например, увеличить чистую прибыль организации на 25% по сравнению с прошлым годом.
3
Достижимость. Цель должна быть достижимой. Например, увеличить чистую прибыль организации на 25% по сравнению с прошлым годом за счет уменьшения себестоимости продукции. Бессмысленно ставить цели, которых нельзя достичь.
4
Значимость. Цель должна быть значимой (важной), т.е. ее достижение способно существенно изменить состояние дел.
5
Ограниченность по времени. Цель должна быть ограничена во времени определенным сроком. В зависимости от сложности цели, срок ее достижения может быть, например, день, месяц или год. Цели, неограниченные временем, скорее всего, не будут достигнуты.