Индекс цен – величина относительная, являющаяся статистическим показателем, отражающим динамику цен в пространстве и времени. Расчет индекса цен производится исходя из нескольких показателей - набора товаров, базовых объектов в виде специально отобранных предприятий, представляющих торговлю и сферу услуг. При этом используется определённая система расчета индексов и взвешивания показателей. В результате можно получить реальные индексы цен и средних цен.
Последний показатель помимо изменений цен на отдельные товары, учитывает еще и структурные изменения. Как правило, предметом исследования являются важнейшие товары и их доля в общей массе изучаемых товаров.
2
Система индексов цен состоит из нескольких показателей, куда входят индексы цен на промышленную продукцию, цены реализации сельхозпродукции, грузовые и транспортные тарифы, цены, определяемые капитальными вложениями, тарифы на услуги, внешнеторговые ценовые индексы и другие.
3
Большие проблемы при определении индекса цен возникают при учете изменений качества исследуемых товаров. Чтобы эти проблемы минимизировать, в практике мировой статистики используются следующие методы. Метод исчисления цен затрат реализуется путем вычета из цены модифицированного товара дополнительных издержек, возникших в связи с повышением качества.
4
Второй метод направлен на определение цен компонентов. С помощью третьего гедонистического метода определяется доля изменения цены. Для этого нужно знать вес основных параметров товара, учтенных при калькуляции цены. Итоговым показателем является расчет на единицу технических и экономических параметров (1т/км и т.д.).
5
Экономисты, аналитики финансовых и фондовых рынков широко используют показатели индексов цен при изучении конъюнктуры рынка, динамики цен и ее влияния на уровень жизни, при расчете показателей ВВП и ВНП и других.