Инструкция
1
Товарооборот или физический объем продаж является одним из основных показателей обращения продукции. Это не только количественный индикатор, но и качественный для любого предприятия, поскольку отражает суть экономической деятельности – динамику прибыли. Это позволяет принять решения об изменении политики предприятия в направлении улучшения конечной продукции, снижения стоимости затрат на производство, а значит, уменьшения цен.
2
Для анализа товарооборота используется индекс физического объема. Фактически он показывает отношение количества товара, проданного в отчетном периоде, к количеству товара, реализованного в базисный период. Однако простое деление одного на другое не будет отражать динамику именно продаж товара, поскольку это несоизмеримые величины по причине разнородности продукции.
3
Чтобы получить в числителе и знаменателе две величины, которые можно сравнить, необходимо использовать в качестве так называемого веса цены базисного периода. Вес индекса – это величина, которая всегда остается неизменной в отличие от индексируемой величины – количества единиц продукции.
4
Итак, формулу индекса физического объема можно записать в следующем виде:И_фо = Σ(q_1*p_0)/Σ(q_0*p_0), где:q_0 – количество товара, реализованного в базисный период;q_1 – количество товара, проданного за отчетный период;p_0 – базисная цена товара.
5
Иными словами, индекс физического объема продаж рассчитывается по совокупности произведенных видов продукции. Например, предприятие производит телевизоры и dvd-плееры, тогда индекс равен:И_фо = (q_тв_1*p_тв_0)/( q_тв_0*p_тв_0) + (q_dvd_1*p_dvd_0)/ (q_dvd_0*p_dvd_0).
6
Таким образом, индекс физического объема показывает, во сколько раз изменилась стоимость продукции из-за роста или снижения объема ее производства. Эта величина измеряется в процентах. Иногда требуется вычислить абсолютное значение этого индекса, которое выражается не в соотношении, а в разности значений числителя и знаменателя.