Инструкция
1
Индекс физического объема – обобщающий показатель оборота продукции на предприятии. Он используется для оценки динамики довольно сложного процесса, ведь товарооборот включает в себя несколько составных частей: разнородность товаров, цены на различные наименования продукции, количество реализованных единиц.
2
Индекс физического объема представляет собой сравнение товарооборота за отчетный и базисный периоды. Оборот продукции, как правило, включает в себя продажу не одного, а нескольких наименований. Каждое наименование, в свою очередь, имеет свою цену единицы товара.
3
По этой причине просто сравнить два общих количества проданного товара будет неправильным решением. Связано это с тем, что объем продукции, реализуемый в каждый период времени, неоднороден. В этом периоде продается больше единиц одного наименования, в следующем – другого. Поэтому для уравновешивания двух сравниваемых величин в расчет вводят цены базисного периода.
4
Чтобы найти индекс физического объема, необходимо сложить в числителе произведения объемов каждого вида товара в текущем периоде на стоимость его единицы в базисном, а в знаменателе - произведения объемов каждого вида товара в базисном периоде на цену единицы в отчетном:Inx = Σ(Q1*Pr0)/Σ(Q0*Pr0), где: Q1 – объем товарооборота отчетного периода, Q0 – объем товарооборота базисного периода, Pr0 – цены базисного периода.
5
Индекс физического объема измеряется в % и показывает, как изменилась стоимость товара по мере увеличения или уменьшения объемов производства. Эта величина – важный показатель для анализа эффективности работы предприятия, поскольку она отражает качество производства. В зависимости от его значения, предприятие может сделать вывод о правильности своей экономической политики, принять решение о ее изменении, например, снизить стоимость товара или увеличить затраты на рекламу.