Инфляция


В самом распространенном своем понимании инфляция представляет собой рост цен на товары и услуги, предлагаемые на рынке, не обусловленный повышением их качества или улучшением других характеристик. С точки зрения же экономического анализа инфляция фактически означает снижение так называемой покупательной способности денежных средств, то есть ситуацию, в которой на одну и ту же номинальную сумму денег в настоящий момент можно приобрести меньше товара, чем можно было приобрести некоторое время назад.

При этом важно принимать во внимание, что инфляция представляет собой распределенный во времени процесс, который связан с постепенным подорожанием товаров, а не резким скачком цен на отдельный вид продукции или услуг либо общим резким подъемом цен на рынке. Противоположный процесс, то есть снижение цена на товары или услуги, принято называть дефляцией, однако это - гораздо более редкое явление в экономике, которое к тому же обыкновенно носит кратковременный характер.

Индекс инфляции


Для измерения уровня инфляции в большинстве стран мира применяются специальные показатели, которые позволяют отслеживать интенсивность роста цен в экономике, сопоставляя с ним доходы населения и определяя динамику уровня его жизни. Так, в России в качестве этого показателя обыкновенно используется так называемый индекс потребительских цен.

Этот индекс рассчитывается на основе определенного набора товаров и услуг, который принято называть потребительской корзиной. Она включает в себя некий типичный список продуктов и услуг, который средний российский гражданин потребляет в течение месяца. Соответственно, динамика ее общей стоимости и является критерием, на основании которого рассчитывается индекс потребительских цен.

Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации рассчитывает два основных вида этого показателя: ежемесячный индекс потребительских цен, который определяется как изменение стоимости потребительской корзины по отношению к предыдущему месяцу в процентах, и ежегодный индекс, который предназначен для сопоставления среднегодового уровня цен.

Так, в целом можно констатировать, что инфляция в России имеет тенденцию к замедлению: наибольшее значение индекса потребительских цен было зафиксировано в 1992 году, когда он по итогам года составил 2608,8%. Затем она постепенно снижалась, достигнув уровня 111,0% в 1997 году, однако в 1998 году в связи с кризисом вновь произошло существенное повышение уровня цен, в результате которого инфляция повысилась до 184,4%.

Начиная с 2000 года максимальный зарегистрированный показатель индекса потребительских цен в РФ составлял 120,2%: он было зафиксирован как раз в 2000 году. При этом самая низкая инфляция была характерна для последних трех лет: в 2011 году значение индекса составило 106,1%, в 2012 - 106,6%, в 2013 - 106,5%.