На ранней стадии аутизма ребенок кажется очень спокойным, вялым, безучастным к окружающему. Он плохо отличает мать от других людей, не просится на руки: эмоциональная синтонность с матерью выражена слабо или вовсе отсутствует. Ребенок редко улыбается, а появившаяся улыбка, как правило, не адресована никому и обращена в пространство. То же самое можно сказать и о его взгляде, при этом малыш недостаточно реагирует на человеческий голос и звук собственного имени, что часто вызывает у родителей подозрения в нарушении слуха.
Аутичные дети внешне безразличны к речи взрослых, и их поведение плохо поддается коррекции вербальным путем. На фоне пониженного мышечного и психического тонуса у таких детей часто бывают стереотипии (бесцельное механическое повторение каких-либо односложных действий) и эхолалии (автоматическое неконтролируемое воспроизведение чужих слов). Нарушена общая и тонкая моторика, речь толчкообразная, механическая, лишена интонационного компонента и эмоционального содержания в контексте социальной ситуации. Интеллект нередко сохранен. Игры, в которые играет аутичный ребенок, обычно однообразны и представляют собой череду повторяющихся манипуляций какими-либо предметами.
В более старшем возрасте ребенок не вступает ни с кем в контакт, его лицо может в течение длительного времени не выражать никаких эмоций. Он не реагирует на свое имя и обращенные к нему вопросы, не проявляет интерес к игровой, коммуникативной и трудовой активности. Он замкнут в себе и отстранен от внешнего мира, в его движениях и действиях наблюдается общая заторможенность.
Аутизм на поздней стадии развития плохо поддается лечению. Отгороженному от мира ребенку необходимы занятия с психологом и психотерапевтом, специалист может назначить прием препаратов. Малышу требуется уделять много времени и внимания, чтобы как-то его «расшевелить», заинтересовать и увлечь. Хороший эффект может оказать творческая терапия – например, ребенка просят что-нибудь нарисовать, а затем рассказать о своем рисунке. Также может помочь «терапия сказками», поскольку интересный захватывающий сюжет способен увлечь ребенка. Рассказывать сказки лучше «на ходу», экспромтом, громко и четко проговаривая слова и с выразительными интонациями.
Вовлекая аутиста в активное восприятие и какую-либо деятельность, следует соблюдать осторожность. Обилие сильных впечатлений может привести к истощению нервной системы замкнутого ребенка и даже коме, а из этого состояния вывести малыша уже гораздо труднее, нежели из простой заторможенности.