Возникает особый тип расстройства психики, по предположениям ученых, по причине нарушений работы мозга. Выражено заболевание острой нехваткой внимания. Страдающий аутизмом ребенок не идет на контакт, очень сложно адаптируется.
Причины недуга
Причиной подобного состояния может являться единственный ген либо хромосомная мутация. Младенец уже рождается с патологией. Генетические аспекты проблемы крайне сложны. Исследователи-генетики более склонны полагать, существует несколько факторов, провоцирующих рождения малыша-аутиста.
К ним относят:
- пожилой возраст будущего отца ребенка;
- страну, в которой появился кроха на свет;
- небольшой вес при рождении;
- нехватку кислорода в момент родов;
- недоношенность.
По мнению некоторых родителей, главным поводом для развития патологии являются прививки. Однако доказательств такой гипотезы не существует.
Выяснено, что чаще подвержены недугу мальчики. С аутизмом связывают действие растворителей, фенолов, тяжелых металлов и пестицидов.
Спровоцировать развитие способны и перенесенные в период вынашивания инфекционные болезни. К патологии приводит употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь. Эти факторы воздействуют как в период беременности, так и до нее.
В любом случае, причин очень много. Невозможно заранее спрогнозировать появление такого ребенка. Предрасположенность может не проявляться и не реализовываться на протяжении всей жизни. Но вот полнейшей гарантии этого ни один специалист дать не может.
Виды патологии
Несмотря на большую общность проявлений диагноза, выделяют несколько разновидностей аутизма:
- полная отрешенность от происходящего;
- активное отвержение;
- артистические интересы.
При полном отвержении внешнего мира нарушения активности проявляются рано. Малыши полностью отказываются от любых контактов с окружающим.
Сами дети не просят ничего. Они не реагируют на просьбы, не разговаривают и не жестикулируют. Подобное протекание считается самым серьезным и глубоким.
При активном отвержении за пределами восприятия остается большая часть мира. Малышам намного важнее стабильность привычной обстановки. С возрастом болезнь проявляется острее из-за необходимости посещения учреждения образования.
Речь более развита, но практически все слова должны ассоциироваться с конкретными ситуациями. В этом случае детям проще понимать информацию.
При артистических интересах малыши часто конфликтны, эгоистичны, требуют одних и тех же занятий. У деток довольно хорошо развита речь, но предложения длинны, заумны.
При нарушении мышления интеллект довольно развит. С организацией взаимодействия малыши испытывают сложности. Они не в состоянии контактировать с другими, им с трудом даются двигательные навыки. Отличает носителей патологии бедность речи. Данные проявления относят к наиболее легкой форме.
Особенности поведения
Практически все специалисты сходятся во мнении, что крайне редки наиболее тяжелые формы. Более распространены аутичные проявления. При проведении с таким детишками достаточного количества времени малыш почти ни в чем не отличается от сверстников.
Внешние проявления недуга начинаются вместе с изменениями в зонах мозга. Процесс по сей день не изучен, однако родители отметили, что у аутистов такие признаки присутствуют с раннего детства. Привить ребенку навыки общения можно в случае немедленного принятия срочных мер.
Методики полного излечения не разработано. Во взрослую жизнь лишь небольшая часть аутистов входит самостоятельно. Некоторым все же удается добиться определенных успехов. В старшем возрасте проявляются частые приступы агрессии, гнева.
Обычно часто дублируется определенная модель поведения. Врачи выделяют несколько разновидностей:
- стереотипию;
- компульсивное поведение;
- ритуальное поведение;
- ограниченное поведение;
- аутоагрессию.
Стереотипия проявляется в раскачивании тела, вращении головой, постоянном покачивании туловищем. Ребенок нуждается в однообразии. В особо сильной форме протесты проявляются даже при желании родителей провести перестановку мебели в детской.
Примером компульсивного поведения служит вкладывание предметов исключительно определенным образом. Проявления аутоагрессии способны привести к травмированию. При ритуальном поведении все действия напоминают определенный ритуал, совершаемый каждодневно и постоянно.
При ограниченном поведении интересует единственный предмет. Еще одним фактором признано игнорирование зрительного контакта. Такие дети не смотрят в глаза собеседнику.
Особенности психики
Так как патология затрагивает нервную систему, проявляется недуг в отклонении развития. Заметны такие признаки с раннего возраста. Внешне малыш выглядит нормально. Однако при внимательном изучении заметны отклонения психики.
Основными симптомами считают:
- недостаточную обучаемость;
- появляющиеся чаще в подростковом возрасте припадки;
- неумение сконцентрировать внимание;
- гиперактивность при попытке взрослых дать определенное поручение;
- гнев, особенно заметный в случае сложностей с формулировкой своих желаний, при вмешательстве посторонних в привычный ритуал, нарушении обычного распорядка;
- синдром Саванта (проявляется редко в виде феноменальных способностей, к примеру, музыкальной одаренности, таланта к рисованию).
В последнем случае аутистов с таким признаком крайне мало. При тщательном наблюдении за ребенком родители сразу обнаруживают отклонение в развитии. Объяснить свои тревоги взрослые часто не могут, зато они видят, что от других детей их малыш заметно отличается определенными признаками.
С младенческого возраста нарушен синдром оживления. Даже своих мам такие детки узнают намного позже у сверстников. При этом малыш не станет протягивать ручки, улыбаться. Он не будет реагировать на попытки общения с ним.
Часами аутист лежит и смотрит в одну точку. Неожиданно может пугаться собственной руки. Нередки у таких деток частые раскачивания. По мере взросления живости не прибавляется. Нередко различие со сверстниками выражается более резко.
Признаки аутизма
Наблюдается отрешенность, безразличие к происходящему. Во время общения аутист избегает взгляда в глаза. Коллектив не для таких деток. Они не умеют играть со всеми, предпочитают одиночество. Обычно длительное время подобный ребенок совершает одни и те же действия.
Он отличается безразличием, постоянно совершает механически шаблонные движения. Словарный запас крайне беден, местоимение «я» в речи не звучит никогда. В детском коллективе таких индивидуумов выделяют с первого взгляда.
Внешний мир они воспринимают как сплошной и совершенно непонятный им хаос. Это и рассказывают обладающие речевыми навыками аутисты. Причиной подобного восприятия является не только отклонение психики, но и нарушенное сенсорное восприятие.
Привычные другим людям раздражители ребенок с патологией воспринимает крайне негативною Он не ориентируется в обстановке, у него повышена тревожность. Нередко даже здоровые дети не желают общаться. У всех разные темпы развития.
Однако есть несколько признаков, которые должны насторожить взрослых. Опасны резкие смены настроения, неадекватность поведения малыша. Настораживает, если кроха избегает контактов, безразличен к боли либо не переносит резкие звуки.
Вызывает волнение желание вообще молчать либо очень плохо развитая речь. Со сверстниками носитель патологии не общается. При изучении новых предметов малыш пробует их вкус, обнюхивает.
Нередки навязчивость либо полнейшая отрешенность, Вероятна остановка в развитии. Так, ребенок знаком с некоторыми словами, но предложения с ними не строит. Даже при наличии некоторых признаков есть смысл показать малыша специалисту.
Рекомендации по общению и занятиям с подобными детьми дает психолог. Он определит уровень проявления симптомов недуга.
Методы работы
При максимальных усилиях есть шанс приобретения детьми навыков общения. Но лечение должно быть своевременным и комплексным. Главными его задачами является:
- снятие напряжения в семье;
- повышение функциональной независимости.
Методы подбирают индивидуально. индивидуальный подбор терапии. Универсальных средств при аутизме не существует. Методики обеспечивают улучшение.
Есть спецпрограммы, способствующие снижению проявлений симптоматики в заболевания и обретению рабочих навыков. Обычно дополняют их медикаментозными средствами, препаратами для снижения тревожности. Без назначения специалистом их давать нельзя.
Изменяют и рацион малыша, исключая из него продукты, действующие возбуждающе либо угнетающе на нервную систему. Обязательно дают витамины. В общении особенности аутиста учитывать обязательно.
Для налаживания контакта с особенными малышами следует придерживаться простых советов:
- Ребенка важно принимать таким, какой он есть.
- Всегда следует учитывать его интересы.
- Обязательно четко соблюдать ритм жизни малыша.
- Важно выработать и каждодневно соблюдать определенные правила, чаще посещать заведение, где обучается отпрыск.
- С крохой важно говорить.
- Надо стараться создавать комфортную обстановку для обучения и досуга.
- Все этапы деятельности разъяснять терпеливо.
- Очень хорошо подкреплять объяснение картинками.
- Недопустимы переутомления.
Диагноз аутизм, это не приговор. Главное – любить ребенка.
- Аутист-ребенок: признаки, симптомы, причины. Особенности детей-аутистов