Биография

Родился Альберт Бассерман 7 сентября 1867 года в городе Магнейме, Германия, в купеческой семье Бассерманнов, происходившей и Баден-Пфальца. Отец – Вильгельм Бассерманн, владелец завода, мать – Анна Пффайфер. Дядя Альберта был известным актером и театральным режиссером. Именно он впоследствии помог Альберту подготовиться к театру.

Получил образование в Техническом университете Карлсруэ по специальности «инженер-химик» в 1884/85 годах.

Карьера в Германии

В 1891 году Альберт Бассерманн объявил о своей помолвке с будущей женой Эльзой.

Карьеру актера начал в 1887 году, когда под руководством своего дяди Августа он начал подготовку к театральной сцене. Сразу после помолвки начал работать в придворном театре в Майнинге, где набирался практического опыта в течение 4 лет.

Затем, получив первый опыт, в 1895 году переехал в столицу Германии – Берлин, и играл в театральной труппе Отто Брама. С 1904 года начал работать в Немецком театре, а с 1909 года – в театре Лессинга.

С 1909 по 1915 годы параллельно с карьерой в театре Лесснига, Бассерман принимает предложение о сотрудничестве с Максом Рейнхардтом в Немецком театре в Берлине. Здесь он сыграл роль Отелло в 1910 году, Фауста во второй части с Фридрихом Кайспером в 1911 году, Шейлока в «Венецианском купце» и Августа Стриндберга в «Буре» с Гертрудой Эйскольт в 1913 году. Таким образом, Бассерманн в период с 1909 по 1915 годы не принадлежал ни к труппе Немецкого театра, ни к труппе театра Лесснига, а был как бы свободным актером – фрилансером.

В 1911 году получил высшую театральную награду Германии – кольцо Иффландии от Фридриха Хазе. В 1954 году это кольцо Бассерманн положил на гроб своего покойного друга и партнера по сцене Александра Муасси. С тех пор это кольцо принадлежит Картельному объединению немецкоязычных сценических работников имени Вернера Краусса и Австрийской республике.

Бассерман вошел в число первых немецких актеров, снявшихся в кинематографе. В 1913 году он сыграл главную роль в фильме «Другой» - адвоката Халлерса под руководством режиссера Макса Мака. Филь был снят по одноименной пьесе Пола Линдау.

В 1915 году он получил роль в фильме «Игра» с Виктором Барновски на Немецком кинотеатре. Он снимался и у других немецких режиссеров немого кино: у Ричарда Освальда, у Эрнста Любича, у Леопольда Джесснера и у Лулу Пика.

В 1928 году Бассерманн был приглашен на первую постановку Карла Цукмайкера «Катарина Кни», а в том же году – на пьесу «Верней» к Герру Ламбертье.

Карьера за рубежом

Сразу после прихода к власти нацистов, Бассерманн почувствовал на себе давление режима. Дело в том, что супруга Альберта Эльза была еврейкой по национальности, и Альберту было запрещено выступать где-либо до тех пор, пока он не разведется.

В 1933 году Бассерманн, протестуя против нацистской политики Третьего Рейха, переехал сначала в Австрию. После присоединения Австрии к нацистской Германской империи, в 1938 эмигрировал Швейцарию, а затем в США вместе со своей женой.

По воспоминаниям современников Альберта, Бассерман отказался выступать в Германии в эпоху Гитлера даже, несмотря на то, что фюрер ценил Альберта как личность и как актера.

В Америке не все шло гладко: Бассерманн долго не мог выступать из-за слабого знания английского языка. Но с помощью супруги он смог фонетически выучить строки текста и нашел работу в качестве актера озвучивания.

Таким образом, он смог сыграть роль голландского государственного деятеля Ван Меера в фильме Альфреда Хичкока «Иностранный корреспондент» (1940). За исполнение этой роли Бассерманн был номинирован на премию Оскара 1940 г как лучший актер второго плана.

В 1944 году состоялся дебют Альберта на сцене Бродвея в роли Франца Верфеля в постановке «Присвоил небо».

В Европу Бассерманн вернулся только в 1946 году после окончания Второй мировой войны.

Но и после 80-ти лет, Альберт продолжал играть роли в театре и в кино. По воспоминаниям его современников, он в духе времени понимал довольно сложные роли, хорошо понимал других актеров, даже тех, с кем работал впервые.

Его самыми известными послевоенными ролями были:

  • гостевой спектакль Пола Осборна «Небо ждет» в Венском Народном театре;
  • роль главного строителя в постановке Хенрика Ибсена «Солнесс», доход от которой пошел в пользу жертв нацистского террора;
  • в «Призраках Ибсена» режиссера Уолтера Фирнера.

На многих премьерах с участием Бассерманна присутствовали такие важные персоны как федеральный президент Карл Реннер, канцлер Леопольд Фигль, мэр Вены Теодор Кернер, представители оккупационных держав.

В последние свои годы Альберт участвовал в нескольких немецкоязычных постановках: «Отец Копена» Майкла Краммера, «Стриза» или «Похищение Сабины» Натана Мудрого, «Аттингхаузен» Уильяма Телля.

Часто летал на постановки в США. Последней ролью Бассерманна стала работа в кино в 1948 году в британском балетном фильме «Красные балетки».

Личная жизнь и смерть

Бессерманн женат с 1908 года на Эльзе или Элизабет Саре Шифф (1878-1961). За период брака у них родилась дочь Кармен. В 1970 году Кармен погибла в дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом.

Умер Бассерман в 1952 году в Цюрихе сразу же после перелета Нью-Йорк - Цюрих. Похоронен на центральном кладбище в своем родном городе Мангейме. В память об актере одна из улиц города названа в его честь, а самому Альберту с 1929 года было присвоено звание почетного гражданина этого города. На могиле Бассерманна была установлена бочкообразная надгробная плита из ракушечника.

После своей смерти Альберт оставил наручные часы, названные его именем, которые были переданы актеру Мартину Хельду в знак признания его мастерства и искусства. Мартин впоследствии передал их актеру Мартину Бенрату, затем – режиссеру радиодрамы и многолетнему директору Suddeutscher Rundfunk Отто Дюбену. С 1 мая 2012 года их обладателем стал актер Ульрих Маттес.

Награды

В 1911 году Альберту Бассерманну было присвоено Кольцо Иффланда.

В 1929 – звание почетного гражданина города Мангейм, родного города Альберта.

В 1944 – премия Оскара в номинации «Лучший актер второго плана».

В 1946 – звание почетного гражданина города Вены, Австрия.

В 1949 – медаль Шиллера от города Мангейм.

Помимо того, Бассерманн был почетным членом кооператива немецких участников сцены.