Зов Бога
В связи с этим, недавно воцерковленные православные будут искать такого духовника, который попытался бы понять их, вникнуть в обстоятельства и конечно же утешить. Люди жаждут понимания. Они боятся, что после того, как они решились на исповедь и собрались раскрыть свою душу перед священником, их ещё как следует отчитают за собственные проступки. Поэтому они часто отворачиваются от церкви. Может быть из-за этого православие среди неверующих и обрастает всевозможными мифами.
Некоторые священнослужители ведут себя не подобающим образом. Выслушав грехи, они порой могут даже выгнать исповедующегося из храма, ужаснувшись вылившемуся на них откровению. Это отрицательно сказывается на людях, которые только встали на рельсы православия. Около 90% таких обиженных больше сюда не вернуться.
Сам Бог позвал этих людей прийти к нему, и его голос был услышан. Они шли к нему с большой надеждой и тут такой финал… А ведь Христос умер за всех нас без исключения и каждый имеет право воспользоваться этой жертвой! Человек приходит в храм, чтобы излить свою душу, спросить совета, а ему запросто накладывают епитимью (наказание). Поэтому он уходит оттуда с ношей в два раза тяжелее и не видит смысла в таком образе жизни.
Каким должен быть Священник
Священник должен уметь выслушать человека, понять и прочувствовать его боль, а затем обязательно пожалеть и дать надежду. Строгость никто не отменял, но она должна быть избирательна и в меру. Людей нужно больше утешать, а не раздавать наказания направо и налево. Человек и так уже наказан, живя на этой земле, и испытывая различные жизненные трудности. Не удивительно, что при таком отношении к кающемуся человеку, он перестает ходить в храм. И в этом есть вина духовенства, которое их собственноручно разгоняет. Придёт какой-нибудь начинающий верующий и выразит желание причаститься, а его ошарашат различными правилами, канонами да так, что у него голова пойдет кругом. Он испугается, ему покажется это невыполнимым. Он решит, что все это не для него и отвернется от церкви.
Если священнослужители заинтересованы в росте своей паствы, они должны быть готовы прочитать необходимые каноны вместе с кающимся, объяснить ему все непонятные моменты в тексте и т.д. Необходимо посвятить таким людям какое-то время и помочь сделать первые шаги. К сожалению, так поступают далеко не все. Поэтому реакция у таких людей может быть разная: или человек отмахнется от этого, ссылаясь на сложность и запутанность такой веры, либо удивиться открывшейся ему новой действительности. И здесь много будет зависеть от священника. Он должен стать учитель для такого человека, т.к. современные люди малограмотны в этом отношении.
Как это было раньше, и как происходит сейчас
А что же говорили о практике причащения и исповеди Святые Отцы и великие учителя церкви? Дело в том, что в те времена иначе подготавливались к подобным таинствам. Прихожане сами все необходимое приносили в храм: хлеб, вино, воск. Они пели в хоре. Участие в службе и было подготовкой. Конечно же они воздерживались от супружеского общения и постились. Нужно было отстоять продолжительные службы, которые сегодня значительно укоротили. После этого они могли приступать к таинствам.
Практика частного приготовления к причастию появилась позже. Теперь, перед тем как прийти на службу, верующий должен совершить индивидуальный молитвенный труд, чтобы разогреть свою душу и приготовить сердце к богослужению.
Священник имеет полное право во время исповеди рассудить о человеке: готов ли он к причастию. Если священник знает человека, его жизнь и видит его желание, он имеет право допустить его к таинству, даже если прихожанин чего-то не сделал (не прочитал каноны или постился один день и т.д.).
Не следует делать работу над ошибками и вычитать каноны к причастию после таинства, если вы их по какой-то причине не смогли прочитать. В этом случае мы начинаем взращивать в самих себе избыточную религиозность. Бог не требует от нас выполнять досконально все эти правила. Он требует только исполнение заповедей.
Священник как раз и нужен для того, чтобы рассудить о человеке и вынести решение, исходя из своего человеколюбия и руководствуюсь фразами Господа Иисуса Христа: «Не давайте святыню псам» и «Не запрещайте детям приходить ко мне». Лекция протоирея Андрея Ткачева