О травле чаще говорят психологи и педагоги на конференциях и общих собраниях, блогеры и представители СМИ для повышения рейтингов и просмотров, нежели те, кто непосредственно с этим столкнулся. Между тем жертвами травли зачастую становятся именно те дети, которые по своей природе являются психологически более уязвимыми, нежели другие. У таких детей зачастую не хватает внутренних ресурсов или внутренних сил чтобы совладать с агрессивным поведением своих одноклассников и всем тем негативом, который от них исходит.
Механизм школьной травли
Травля - это не про то, когда одноклассники пару раз посмеялись над ребенком или поспорили с ним. Травля - это про то, когда ребенка целенаправленно и постоянно доводят одноклассники своим агрессивным поведением.
Травля является своеобразным внутренним устройством, позволяющим выстраивать системы социальных статусов внутри класса и школы. Аналогичным образом выстраивается иерархия статусов и во взрослом мире. Различие лишь в уровне жестокости.
Агрессорами выступают дети, считающиеся себя вершиной иерархии или королями и королевами, управляющими коллективом. Для них травля - способ поддерживать свой авторитет. Также агрессорами могут выступать и асоциальные дети, которые по каким-либо причинам не вписались в коллектив. И травля для них – это способ занять высокий статус, стать этими самыми королями и королевами.
В школьной травле участвует 4 стороны:
- жертва;
- агрессор;
- дети, являющиеся свидетелями травли, но не участвующие в ней;
- учителя и родители.
Если первые две стороны напрямую участвуют в школьной травле, то вторые две путем своего невмешательства являются соучастниками данного «преступления». Зачастую учителя и родители при возникновении такой ситуации либо предпочитают не вмешиваться, либо всеми силами стараются не замечать этого.
А между тем во многих исследованиях травлю рассматривают как сбой школьной системы. Это объясняется тем, что при формировании классов используется преимущественно только один признак - год рождения. Поэтому, оказавшись в насильно навязанном коллективе, дети попадают в неестественную ситуацию, когда им приходится искать свое место в коллективе и выстраивать власть.
Последствия травли
Школьная травля негативно влияет на все четыре стороны, влияя на их мировоззрение не самым лучшим образом. У жертв зачастую наблюдаются признаки тревоги, депрессии и саморазрушающего поведения (анорексия, булимия, пагубные пристрастия, беспорядочные половые связи и суицидальные попытки), а также они чаще болеют, у них снижается учебная мотивация и желание посещать школу.
Агрессор, чувствуя свою безнаказанность за организацию травли своих одноклассников, убеждается в том, что власть находится в руках тех, кто может унижать. Такие дети чаще других демонстрируют противоправные действия.
Дети, являющиеся свидетелями травли, зачастую переживают страх и стыд, а также привыкают к своему пассивному участию в жизни общества.
«Лайфхаки для затравленных»
Поскольку проблему школьной травли часто поднимают в СМИ, то в различных источниках появилось множество различных «лайфхаков для затравленных», которые не просто не действуют, но и могут привести к прямо противоположному эффекту.
К таким «лайфкахам» относятся «дай сдачи», «не обращай внимания», «найди самого сильного и одолей его», «стань самым крутым», «веди себя также» и тому подобное.
Родителям «эксперты» из СМИ советуют «не обращать внимания», «пусть дети сами разберутся» или «пойти в школу и самим разобраться с агрессорами».
На самом деле каждый случай травли индивидуален, поэтому нет универсальных способов решения данной проблемы.
О важности совместной работы над решением проблемы
Как уже отмечалось выше, травля - это сбой школьной системы. Последствия травли негативно отражаются на мировоззрении всех детей. При возникновении травли необходимо обращаться к классному руководителю или в администрацию школы.
Такого рода проблемы необходимо решать только совместными усилиями (дети, учителя, родители, администрация школы) с привлечением школьного психолога или сторонних специалистов психологической службы.