Из биографии Георгия Ивановича Буркова
Будущий актер появился на свет 31 мая 1933 года в Перми. Он был самым обычным ребенком. Свободное время проводил, играя с другими детьми. Любил гонять мяч. В школе Бурков учился без особого старания. Ему и аттестат-то выдали одному из последних в классе – вместе с двоечниками. А вот читал он много. И часто возвращался к прочитанным страницам книг, чтобы еще раз их осмыслить. Бывало, что Жора разбирал понравившуюся ему книгу с карандашом в руке. Зачем? Просто он поставил перед собой сложную задачу «овладеть словом». Он хотел знать, из чего строятся книги.
Отец Буркова начинал свой трудовой путь простым рабочим на Мотовилихе. Так назывался заводской район Перми. Впоследствии Иван Григорьевич дорос до главного механика предприятия. Но столь высокая должность не изменила характер отца. Он остался доброжелательным и мягким человеком. Мама Георгия, Мария Сергеевна, во все времена была сыну лучшим другом. По его собственному признанию, актер всю жизнь скрывал, что он – «маменькин сынок».
Когда Георгию было шесть лет, ему поставили диагноз «брюшной тиф». В больнице сделали операцию. Однако она стала неудачной. За следующие операции взялись лучшие врачи Перми. Но состояние мальчика лишь ухудшалось. Положение было критическим. Тогда мать забрала Георгия из больницы и показала местным знахаркам. Лечение травами и любовью дало желаемый результат – мальчик пошел на поправку и вернулся к нормальной жизни.
В юности Бурков превосходно играл в волейбол. Его спортивные достижения стали одной из причин, по которым его без лишних вопросов приняли в местный вуз. В 1952 году Бурков стал студентом Пермского государственного университета, где стал изучать правоведение. Однако уже тогда в нем проснулась любовь к театру. Не оставляя занятий юриспруденцией, Георгий записался в вечернюю студию, которая работала при Пермском драматическом театре. Здесь он начал постигать основы новой профессии. Именно тогда молодой человек осознал, что не сможет жить без сцены.
Диплом юриста Бурков так и не получил. Вместо этого он стал подыскивать работу в театре. На работу его оказались готовыми взять в театре провинциального городка Березники. Здесь и началась творческая карьера актера, которая продолжилась в Пермском и Кемеровском театрах.
Яркая и искрометная работа на сцене сделала Буркова известным в местных театральных кругах. Однако сам актер думал о более значительном успехе: он мечтал о столичной сцене. Он никогда не прекращал размышлять о том, как достичь еще большего успеха.
Покорение столицы
В 1964 году в Перми гастролировал Московский драматический театр имени Станиславского. В какой-то момент Бурков решился показать свой талант руководителю труппы. Режиссер Львов-Анохин пригласил Георгия на предварительное прослушивание, а по его результатам предложил Буркову работать в столице.
Бурков получил место в общежитии и устроился в театр имени Станиславского. После этого в карьере самобытного провинциального актера начался бурный подъем.
В 1966 году Бурков сыграл одну из ключевых ролей в постановке «Анна». Эта творческая работа Георгия Ивановича заслужила признание режиссеров и любовь искушенной публики.
В том же году актер попробовал свои силы в кинематографе. Однако лучшие свои роли в кино он сыграл гораздо позже. Среди кинематографических работ Буркова можно выделить следующие картины:
- «Случай с Полыниным»;
- «Калина красная»;
- «Они сражались за Родину»;
- «Служебный роман»;
- «Ирония судьбы, или С легким паром!»;
- «Гараж».
В знаковой кинокартине «Случай с Полыниным» Буркову впервые довелось играть с именитыми актерами. Среди них:
- Нонна Мордюкова;
- Анастасия Вертинская;
- Олег Табаков;
- Олег Ефремов.
Постепенно Бурков становится одним из наиболее востребованных актеров в отечественном кино. Чаще всего ему приходилось примерять на себя роли второго плана. Однако без участия Георгия Ивановича не выходил ни один значимый советский фильм. Работа актера была вознаграждена: в 1980 году Бурков стал Заслуженным артистом РСФСР.
Последние годы жизни
Работу на съемочной площадке Бурков успешно совмещал с театральными постановками. Он играл в труппе театра имени Горького, потом влился в коллектив театра А.С. Пушкина. Зрители сразу полюбили этого простоватого актера, который мог показать на сцене и в кадре героев, столь близких по духу публике. Георгий Иванович пользовался и уважением коллег по творческому цеху.
Именно по этим причинам в 1988 году имя актера стало первым в списке кандидатов на пост художественного руководителя Центра культуры имени Шукшина. Заняв эту должность, Бурков мог не только сниматься в кино и играть на сцене театра. Он получил возможность делиться своим огромным опытом с молодыми актерами.
В 1990 году Бурков исполнил свою последнюю роль в кинематографе. Это был детектив «Убийство свидетеля». После этого Георгий Иванович больше не снимался в кинолентах. В последние годы жизни актер активно работал над переработкой и систематизацией своих дневниковых записей. Впоследствии эти рукописи легли в основу книги. Но взять в руки ее первый экземпляр Бурков уже не смог.
В начале июля 1990 году Бурков, пытаясь достать с полки нужную ему книгу, сломал шейку бедра. После этого у него оторвался тромб, что и стало причиной смерти актера. 19 июля 1990 года Георгий Иванович ушел из жизни.
Личная жизнь Буркова никогда не была бурной. В 1965 году Георгий Иванович вступил в брак с актрисой Татьяной Ухаровой. В 1966 году у пары родилась дочь Мария. Эти два самых близких человека и оставались с Бурковым до последних дней его жизни. Дневники актера были изданы с разрешения его жены. Через некоторое время она написала ряд работ, в которых освещала творческий и жизненный путь своего супруга.
Татьяна, вспоминая рассказы Буркова, отмечает, что он всегда искал свое место в жизни. Этими поисками он просто-напросто изводил себя с малых лет. Об этом свидетельствуют его яркая биографии и дневниковые записи. Больше всего актер боялся, что проживет жизнь без всякого смысла. Свои впечатления он доверял дневнику. Многие из его заметок пригодились актеру при работе над ролями в театре и кино.