Инструкция
1
В соответствии с критериями проверки сочинения в формате ЕГЭ этот жанр сочинения можно начинать писать с определения проблемы. Чтобы сформулировать проблему в тексте С.Л. Львова «Человек совершил проступок или даже преступление…», нужно понять, что автор рассуждает о том, как человек может сам себя воспитывать.
Первое предложение в сочинении может быть таким: «Русского публициста С.Л. Львова заинтересовала важная в жизни людей, особенно подростков, проблема самовоспитания».
Первое предложение в сочинении может быть таким: «Русского публициста С.Л. Львова заинтересовала важная в жизни людей, особенно подростков, проблема самовоспитания».
2
Комментарий желательно составлять в соответствии с мыслями автора, которые относятся конкретно к проблеме. Можно ответить на вопросы:
С чего автор начинает размышлять?
Какой приводит пример?
Какие изменения произошли в жизни человека, о котором рассказывается?
В сочинении это может выглядеть так: «Сначала автор рассуждает о людях, которые не смогли добиться в жизни того, чего хотели, и которые в поисках оправдания своих неприглядных поступков находят множество причин. Публицист напоминает о том, чтобы правильно выстроить жизнь, нужно задуматься над самовоспитанием. С.Л. Львов приводит поучительный пример из жизни афинского оратора Демосфена, который в юности упорной тренировкой исправил свою речь».
С чего автор начинает размышлять?
Какой приводит пример?
Какие изменения произошли в жизни человека, о котором рассказывается?
В сочинении это может выглядеть так: «Сначала автор рассуждает о людях, которые не смогли добиться в жизни того, чего хотели, и которые в поисках оправдания своих неприглядных поступков находят множество причин. Публицист напоминает о том, чтобы правильно выстроить жизнь, нужно задуматься над самовоспитанием. С.Л. Львов приводит поучительный пример из жизни афинского оратора Демосфена, который в юности упорной тренировкой исправил свою речь».
3
Чтобы раскрыть позицию автора, необходимо понять, что с помощью упорного труда над собой человек добивается успеха.
Отношение автора к рассматриваемой проблеме можно сформулировать так: «Автор утверждает, что самовоспитание – это упорный труд, который помогает достичь успеха. Самовоспитание формирует человека как личность, развивает в нем качества, полезные для него и для общества».
Отношение автора к рассматриваемой проблеме можно сформулировать так: «Автор утверждает, что самовоспитание – это упорный труд, который помогает достичь успеха. Самовоспитание формирует человека как личность, развивает в нем качества, полезные для него и для общества».
4
Отношение пишущего сочинение к позиции автора текста выражается в согласии или несогласии. Желательны дополнительные мысли-доказательства.
Например, собственное отношение к данному тексту можно сформулировать так: «Невозможно не согласиться с автором. Конечно, роль воспитания таких социальных институтов, как семья и школа, огромна. Но самовоспитание нельзя сбрасывать со счетов».
Например, собственное отношение к данному тексту можно сформулировать так: «Невозможно не согласиться с автором. Конечно, роль воспитания таких социальных институтов, как семья и школа, огромна. Но самовоспитание нельзя сбрасывать со счетов».
5
Для читательского аргумента можно использовать события из жизни главного героя романа В. Каверина «Два капитана».
Читательский аргумент может выглядеть так: «То, что самовоспитание полезно, известно с давних пор. Проблему самовоспитания поднимали писатели многих времён. Писатель ХХ века В. Каверин в романе «Два капитана» знакомит читателей с историей жизни Сани Григорьева. Его мечта стать летчиком осуществилась благодаря тому, что он с детства осознал, какие качества должен в себе воспитывать. Он развивал физическую силу и выносливость, применяя систему волевой гимнастики доктора А.К. Анохина, занимался обтиранием по системе датского спортсмена Й. Мюллера. Самовоспитание сыграло значительную роль в осуществлении мечты молодого человека».
Читательский аргумент может выглядеть так: «То, что самовоспитание полезно, известно с давних пор. Проблему самовоспитания поднимали писатели многих времён. Писатель ХХ века В. Каверин в романе «Два капитана» знакомит читателей с историей жизни Сани Григорьева. Его мечта стать летчиком осуществилась благодаря тому, что он с детства осознал, какие качества должен в себе воспитывать. Он развивал физическую силу и выносливость, применяя систему волевой гимнастики доктора А.К. Анохина, занимался обтиранием по системе датского спортсмена Й. Мюллера. Самовоспитание сыграло значительную роль в осуществлении мечты молодого человека».
6
При написании примера с опорой на жизненный опыт можно использовать события из жизни русского полководца А.В. Суворова.
Аргумент может быть приведён такой: «О том, какое значение имело самовоспитание в жизни А.В. Суворова, повествует К. Осипов в одноименной книге. С детства Александр интересовался военным делом и читал книги о выдающихся людях, посвятивших свою жизнь военной службе. Несмотря на то, что от природы был слаб здоровьем, он решил стать военным и начал закаляться: обливался ледяной водой, не носил теплую одежду, ездил верхом в любую погоду. Только самовоспитанием он смог достичь цели – стать таким военачальником, который и телом, и духом показывал пример солдатам».
Аргумент может быть приведён такой: «О том, какое значение имело самовоспитание в жизни А.В. Суворова, повествует К. Осипов в одноименной книге. С детства Александр интересовался военным делом и читал книги о выдающихся людях, посвятивших свою жизнь военной службе. Несмотря на то, что от природы был слаб здоровьем, он решил стать военным и начал закаляться: обливался ледяной водой, не носил теплую одежду, ездил верхом в любую погоду. Только самовоспитанием он смог достичь цели – стать таким военачальником, который и телом, и духом показывал пример солдатам».
7
Пишем вывод, думая над тем, может ли человек измениться к лучшему и что начать самовоспитание необходимо с желания менять себя.
Вывод может быть оформлен таким образом: «Я думаю, что усилием ума и силой воли человек может изменить свой характер, может изжить пороки. Главное, чтобы появилось желание работать над собой, возможно, всю жизнь».
Вывод может быть оформлен таким образом: «Я думаю, что усилием ума и силой воли человек может изменить свой характер, может изжить пороки. Главное, чтобы появилось желание работать над собой, возможно, всю жизнь».
Полезный совет
Примеры всех частей сочинения по предлагаемому тексту (формулировки проблемы, авторской позиции, собственного отношения, двух аргументов и вывода) можно соединить. Полученное сочинение можно прочитать ещё раз перед экзаменом.