Вам понадобится
  • Текст Д.С. Лихачева «Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…»
Инструкция
1
Проблема проявления заботы является центральной проблемой в тексте Д.С. Лихачева. В живом мире эти действия направлены на благополучие других, поэтому они и важны.
Анализ мыслей писателя можно построить по абзацам. Обратите внимание на начало текста. Анализ мыслей автора в начале текста может выглядеть так: «Д.С. Лихачев делится с читателями мыслями о том, что не разъединяет, а объединяет людей. Оказывается, забота – это скрепа семьи, жителей сёл, городов, стран».
2
Проследите за порядком мыслей писателя и сначала напишите о заботе в семье: «Писатель предлагает понаблюдать, как проявляется забота в течение жизни человека, и первой заботой называет материнскую заботу о родившемся ребенке. Постепенно начинает опекать ребенка и отец».
3
Посмотрите, какие примеры приводит автор. Оформление примеров может быть таким: «Автор текста пишет о том, у кого и как проявляется забота о другом человеке. Писатель приводит примеры о девочках и мальчиках, о том, как дети заботятся о семье».
4
Не упустите мысли автора о том, как растёт, как ширится забота. Оформить эту мысль можно так: «Рассуждая дальше о заботливом отношении детей к другим, Д.С. Лихачев считает, что забота становится более «высокой», «настоящей и широкой», «альтруистичной», т.е. бескорыстной, самоотверженной - семья, школа, село, город, страна. Ценной является забота об исторической памяти семьи и родины».
5
Не оставляйте без внимания выразительные средства, которыми пользуется автор для эмоциональной поддержки проблемы. Выбранные Вами выразительные средства могут быть такими: «Для того чтобы читатели осознали, что забота в человеческом мире нужна, что эта нравственная проблема важна, автор придаёт тексту эмоциональность, используя такие выразительные средства, как метафора: «этажи заботы», как эпитеты: «высокой», «настоящей и широкой». В тексте нет существительного «альтруист», а есть прилагательное «альтруистичной». Оно может стать текстуальным антонимом существительному «эгоист», о котором дальше пишет автор: «Если человек заботится только о себе, то он станет эгоистом».
6
Подумайте, как оформить мысль о связи проявления заботы и проявления сострадания. Используя частичное цитирование, оформление этой мысли может выглядеть так: «Чувство сострадания, по мнению писателя, - это проявление «нравственности в высшей степени». Это чувство забыто и требуется его возрождение и развитие. Когда человек проявляет заботу, то он сострадает – значит, чувствует единство с другими».
7
Обратите внимание на заключительные мысли писателя о добрых, заботливых поступках. Используя глаголы «признаёт», «считает», «пишет», сформулируйте эти мысли следующим образом: «Д.С. Лихачев признает, что всему человечеству стать добрым трудно. Он приводит примеры проявления заботливого отношения человека и считает, что каждому нужно начать с себя. В конце размышлений автор пишет, что называть добрый поступок глупым неуместно».
8
Для заключения в комментарии постарайтесь обобщить мысль автора о том, зачем человеку нужно проявлять заботу, используйте слова «итог», «забота», «сострадание», «объединяет»: «Подведем итог комментированию проблемы проявления заботы. Для чего существует забота? Чтобы человек научился состраданию, чтобы сохранить память о прошлом, чтобы бороться за природу. Чувство заботы, которое объединяет людей, сохранит человечество, сохранит его будущее».