Первым ренессансным ансамблем Рима, выполненным по единому плану, было оформление Капитолийского холма. К середине XVI века исторический центр города находился в полном запустении. Холм, на котором в древности располагался храм Юпитера, был опустошен варварами. Папа Павел III – Александр Фарнезе, поручил проектирование площади Капитолия Микеланджело. Комплекс должен был разместиться на холме. Зодчий использовал эту особенность для придания ансамблю торжественной монументальности. Чтобы попасть на площадь необходимо подняться по величественной лестнице-пандусу – Кордонате, имеющей очень длинные и слегка наклоненные ступени. Входящего на площадь встречают братья Диоскуры – Кастор и Полукс, это статуи из древнеримского храма.
В глубине площади находится трехэтажный, увенчанный башней Палаццо деи Сенатори – Дворец Сенаторов, перестроенный Микеланджело из средневековой ратуши. Его фасад украшают парадные, развернутые в стороны лестницы. В центральной нише Микеланджело планировал поместить колоссальную статую Юпитера Капитолийского. Вместо нее в настоящее время здесь находится небольшая статуя богини Ромы, покровительницы Рима. По бокам от нее лежащие фигуры Нила и Тибра, работы самого Микеланджело. Справа от входа палаццо деи Консерватори – дворец Консерваторов. Здание напротив – Палаццо Нуово – Новый Дворец, в нем располагается Капитолийский музей. Палаццо Нуово является зеркальным отражением Дворца Консерваторов.
В центре площади Микеланджело установил античную конную статую Марка Аврелия. Это был первый пример размещения скульптурного памятника в центре площади. Микеланджело расположил статую строго на главной оси, направив тем самым движение человека в обход центра площади. Площадь имеет форму трапеции, у Палаццо деи Сенатори она шире, чем у входа. Этим достигается ощущение размаха, а здание, находящееся в глубине, кажется более торжественным. Для отмостки площади Микеланджело использовал два цвета. Динамичный спиралевидный рисунок словно разлетается от центра, и противопоставляется спокойному планировочному решению. Необычна площадь не только формой, она выпуклая, в середине она выше, чем у краев. И памятник в центре, и рисунок отмостки, и неровная поверхность, все препятствует прямолинейному движению. Человек должен идти, огибая площадь, и во время этого движения она предстает перед ним во всем многообразии своих аспектов. Архитектура руководит и движением, и развитием чувств.
Один из самых значительных и интересных градостроительных проектов Рима связан с пьяцца дель Пополо – площадью Народа. Начало ее обустройства относится к XVI веку, а окончательное завершение к XIX. Теперь, имеющая эллипсовидную форму площадь, украшена двумя фонтанами и египетским обелиском XII века до н.э. В XVII веке от площади Народа проложили три улицы, прямые как стрела и сходящиеся в одной точке – Обелиске Фламиниев. То есть обелиск, как своеобразный ориентир, виден с противоположного конца каждой из этих улиц. Начало трехлучия было оформлено возведением в XVII веке архитектором Райнальди двух церквей – Санта Мария Мираколи и Санта Мария Монтесанто. Построенные почти одновременно, немного отличные в плане и интерьерах, эти церкви имеют абсолютно одинаковые фасады. Всего на площади Народа три церкви, посвященные Богоматери, третья – это Санта Мария дель Пополо с двумя великолепными шедеврами Караваджо.
В Риме, городе, имеющем столь древнюю архитектурную историю, форма площади часто задается предыдущей застройкой. Такова площадь Навона. Это площадь в стиле барокко, она располагается на месте античного Стадиона Домициана. Из руин стадиона были построены некоторые дома на площади, и от него площадь получила свою продолговатую форму. Пьяцца Навона украшена тремя фонтанами, а ее архитектурным центром является церковь Сант-Аньезе ин Агоне – святой Агнессы на Арене.
Одна из самых впечатляющих площадей Рима – площадь перед собором Святого Пера. Это творение Джан-Лоренцо Бернини, он, как ни кто другой, понял, что барокко – это искусство ансамбля. По сути это ансамбль из двух площадей. Первая примыкает к собору, она обрамлена галереями и имеет форму трапеции, расширяясь в глубину. Вторая имеет форму овала, она обращена к городу. Эллипс опоясывают колоннады, которые состоят из 284 дорических колонн выстроенных в четыре ряда. Над ними размещено 140 статуй святых. В симметричных точках овала установлены фонтаны, а между ними обелиск. Колоннады имеют идеальную полукруглую форму и в этом легко убедиться – если подойти к одному из фонтанов, то будет казаться, что ближайшая колоннада состоит из одного ряда колонн. Общие очертания ансамбля площади имеют сходство с ключом, напоминая о словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи от Царства Небесного». Здесь чувствуется характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства.