Первый храм на этом месте в 27 году воздвиг Марк Випсаний Агриппа, современник Октавиана Августа. Надпись над входом сохранилась, но само здание было полностью перестроено в 125 году по приказу императора Адриана. Предполагается, что создателем нового сооружения был Аполлодор Дамасский. Это гениальный архитектор, конструктор и скульптор, любимец императора Траяна. По другим сведениям при Адриане Аполлодор из Дамаска впал в немилость и был казнен.
Архитектура – очень яркий выразитель государственных идей. В начала II века при императорах Траяне и Адриане Римская империя достигает вершины своего могущества и величия. Пантеон – воплощение процветавшей и богатой империи. Это вершина архитектурного мастерства народа, для которого практическая деятельность была высшей доблестью. Римская научная мысль носила компилятивный характер, но собирая и обобщая достижения многих народов древности, римляне отбирали только то, что отвечало их потребностям.
Войти в храм можно только через монументальный портик. Сочетание круговой композиции и продольной оси – особенность римских центрических храмов, которая в Пантеоне нашла свое наивысшее выражение. Замкнутые сооружения вообще характерны для древнеримской архитектуры.
Красота Пантеона в сочетании простых фигур. Ротонда – цилиндр, купол – полусфера, портик – параллелепипед. Конечно, искусство Рима императорского времени, пронизанное героическим духом, до сих пор поражает своим размахом и великолепием, но глядя на Пантеон как не вспомнить отличительные особенности построек Рима периода республики – прочность, лаконизм и простоту художественных форм.
Для того чтобы уменьшить ощущение монотонности и тяжеловесности стена ротонды расчленена по горизонтали на три части поясками. Портик украшают колоны, гладкие без каннелюр. Их тела высечены из египетского гранита, а базы и капители из греческого мрамора.
По всей видимости, выдающийся инженерный талант римлян опирался на опыт их предшественников на Апеннинском полуострове – этрусков. Этот загадочный народ умел возводить арки и купола, но масштаб и грандиозное величие римских построек для них были немыслимы. Благодаря изобретению римлянами бетона, на смену придуманной греками стоечно-балочной конструктивной системе пришла новая – монолитно-оболочечная. Возводились две кирпичные стены, пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось бетоном.
В инженерном отношении наибольшую значимость имеет купол Пантеона. Снаружи он кажется почти плоским, тогда как изнутри это идеальная полусфера. До настоящего времени это самый большой купол, возведенный с использованием бетона, но без арматуры. Основа его – кирпичная кладка. Для того чтобы уменьшить тяжесть массивного сооружения в нижней части использована травертиновая крошка, а в верхней – более легкие материалы – пемза и туф.
Диаметр купола 43,2 м. Для сравнения диаметр купола собора святого Петра в Риме 42,5 м, а Санта Мария дель Фьоре во Флоренции – 42 м. К размерам купола Пантеона зодчим более позднего времени иногда удавалось приблизиться, но превзойти их смогли только в начале ХХ века.
Пантеон – демонстрирует техническое мастерство его создателей и глубокую трактовку внутреннего пространства. Вершина купола поднимается на 43 метра, то есть практически равна диаметру ротонды. Таким образом, в интерьер можно вписать шар. Такое соотношение дарит находящемуся внутри ощущение абсолютной гармонии и покоя.
Для древнеримских сооружений характерно несовпадение внутреннего и внешнего. Снаружи архитектура Пантеона сдержанна, могуча и достаточно проста. Внутри открывает светлое и торжественное пространство. Ничего не напоминает о колоссальной толщине стен – 6 м. В интерьере стены оживлены многочисленным колоннами и полуколоннами, полукруглыми и прямоугольными нишами. Пол выложен белым мрамором, который отражает свет.
Купол изнутри декорирован рядами прямоугольных углублений – кессонов. Они облегчают конструкцию и лишают внутреннюю поверхность монотонности. В древности ощущение нарядности усиливалось благодаря бронзовым обрамлениям кессонов и бронзовым розеткам в каждом из них.
Солнечный свет проникает через круглое отверстие в центре купола – «глаз Пантеона» или «окулус». Это символ солнца, в то время как само гармоничное внутреннее пространство способно быть символической моделью Вселенной. В полдень льющийся свет образует своеобразный световой столб. По представлениям этрусков в центре мира находится мировое дерево, которое поддерживает небосвод. В этрусских погребальных комплексах (круглых в плане и перекрытых ложным куполом) стоял столб, который символизировал это дерево. Римляне заимствовали эту традицию. Так в центре мавзолея Октавиана Августа находился столб с погребальной камерой. В день основания Рима, 21 апреля, солнечный луч, проникающий через окулус, освещает вход в Пантеон. Есть даже предположение, что в древности храм использовался как солнечные часы.