Для того чтобы увольнение работника за неявку на работу было правомерным, работодателю, кроме установления факта прогула, нужно придерживаться ряда правил.


Во-первых, обязательно истребование у работника письменных объяснений причин прогула.


Во-вторых, уволить работника можно не позже одного месяца со дня прогула без учета времени больничного работника,  его отпуска, а также рассмотрения вопроса увольнения представительного органа работников, но в любом случае не позднее 6–ти месяцев с момента невыхода на работу.


В-третьих, допустимо применение только одного дисциплинарного взыскания за один дисциплинарный проступок, то есть нельзя прогулявшему работнику сначала объявить выговор, а потом уволить его за прогул.


Запросить у сотрудника объяснение прогула необходимо для правильной оценки нарушения трудовой дисциплины.


Объяснения работодатель ожидает в течение 2-х дней, если объяснений нет, увольнение производится без них. Увольнение до истечения указанных 2-х дней будет правильным, если работодатель составит акт об отказе работника предоставить объяснения.


Если работник не выходит на работу, правильнее всего направить по его месту жительства телеграмму с требованием объяснить причины отсутствия. Так, работодатель одновременно  получит доказательства того, что истребовал объяснения даже, если работник откажется от получения телеграммы.  Заказные письма для этих целей лучше не использовать, потому что они могут быть получены работником значительно позже. Телефонные переговоры по поводу необходимости предоставить объяснения также не свидетельствуют о соблюдении работодателем порядка увольнения.     


При этом объяснения должны быть запрошены у работника  до издания приказа об увольнении.


Нарушение работодателем срока привлечения к дисциплинарному взысканию является бесспорным основанием для признания увольнения незаконным. Правильным будет увольнение за прогул с последнего дня работы, то есть со дня,  предшествовавшего  прогулу.