Не секрет, что главное испытание, которому подвергается дружба – это испытание деньгами. Хотите проверить? Займите у друга кругленькую сумму и подольше не отдавайте. Вы увидите, как скоро ваши отношения дадут трещину. Вернув долг, можно исправить ситуацию. Возможно, со временем взаимная приязнь вернется и все пойдет по-прежнему.
Но если друзья решили стать партнерами в бизнесе, их отношения подвергаются огромному риску. Разрыв достигает вселенских масштабов, бывшие друзья становятся лютыми врагами, а обоюдная ненависть передается следующим поколениям.
Если мы говорим о масштабном бизнесе, то в борьбе с бывшими друзьями люди используют любые средства, от публичной клеветы до криминала. Бывшие партнеры в маленьком бизнесе в основном ограничиваются мелкими "пакостями".
Между тем, есть немало удачных примеров совмещения дружбы и бизнеса. Партнеры умеют договариваться, конструктивно решать все противоречия, эффективно работать, создав крепкие и взаимовыгодные отношения.
Почему это удается не всем?
Размышляя на эту тему, я выделила ряд ошибок, которые совершают люди, вступая в партнерские отношения с друзьями. Заранее подчеркну, что данная статья не претендует на научность, я не буду опираться в ней на психологические и социально – экономические теории, а расскажу исключительно примеры из практики.
Итак, 7 ошибок выбора бизнес – партнера и взаимодействия с ним.
Ошибка № 1. Не анализировать поведение друга (будущего партнера) по отношению к третьим лицам.
Если вы общаетесь с другом достаточно плотно, то не можете не знать, порядочен ли он, честен ли, этичен ли и достоин ли доверия. Подумайте, вспомните, держит ли ваш друг свое слово, своевременно ли выполняет взятые на себя обязательства, пользуется ли уважением в обществе? Принимает ли на себя ответственность?
Собрать данную информацию крайне необходимо, если вы не хотите проверить все это «на собственной шкуре».
Ошибка № 2, прямо вытекающая из предыдущей.
Думать, что непорядочное и неэтичное поведение друга по отношению к третьим лицам не будет распространяться на вас.
Это огромное заблуждение. Если ваш друг воровал на прежних местах работы, обманывал и «подставлял» коллег, демонстрировал эгоцентризм, действовал исключительно в своих интересах – поверьте, в вашем совместном бизнесе он будет вести себя точно так же. Может быть, не сразу, но со временем – обязательно!
Ошибка № 3. Не учитывать психологические особенности и привычки вашего друга – партнера.
О психологической несовместимости людей написано множество научных трудов, не стану их пересказывать здесь. Замечу лишь, что особенности и недостатки людей, которые лишь забавляют вас при эпизодическом общении, становятся нестерпимыми при постоянном взаимодействии.
Например, приходя в гости к другу, вы видите, что он – не поклонник чистоты и порядка. «Это его дело. Зато человек хороший»! – думаете вы.
Но когда ваш друг становится партнером по бизнесу и переносит свои привычки в общий офис, ваше отношение к ним меняется. Раздражение копится от месяца к месяцу, и в какой-то момент вид очередной немытой кружки, чайного пакетика, брошенного прямо на документы, следы грязной обуви на полу просто «взрывают» вас.
Другой пример: вы – человек логичный, с развитым стратегическим мышлением, умеете просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. В основном, живете «по велению неокортиса». Ваш друг и партнер – человек эмоциональный, живущий «по настроению», которое он регулярно на вас выплескивает, склонный к паникам и суете по любому поводу.
Взаимодействовать в одном бизнесе таким людям очень тяжело, и это не тот случай, когда противоположности взаимно дополняют друг друга. Что хорошо в дружеских отношениях, то неприемлемо в бизнесе. Вы не сможете постоянно делить буйные эмоции партнера, а он не способен оценить цепочку ваших рассуждений и увидеть перспективы возникшей ситуации.
Общение и совместная работа должны быть конструктивными и комфортными для обеих сторон, иначе партнерство обречено на провал.
Ошибка № 4. Не выявить цели и ценности друга – партнера на старте вашего совместного бизнеса.
К примеру, ваша цель – это помощь людям в решении их задач посредством ваших товаров и услуг, создание сильного бренда компании, хорошая репутация, уважение со стороны клиентов, коллег, бизнес - сообщества. Вы настроены на «долгие» деньги.
А цель вашего друга – это «развод» людей, получение большой прибыли здесь и сейчас путем обмана клиентов, поставщиков и всех, с кем приходится контактировать в бизнесе. Вы хотите добиться высокого качества продукта и сервиса, а ваш партнер желает «сорвать большой куш» любыми средствами, в том числе, путем игнорирования долгов бизнеса.
В моей практике были такие случаи: бизнесмены годами не гасят дебиторскую задолженность перед поставщиками, при этом находят средства на покупку дорогих автомобилей и отдых на престижных заграничных курортах. Думаю, никого не удивила, вы все таких людей знаете. Но сможете ли вы работать с ними в одном бизнесе?
Ошибка № 5. Не составить соответствующих документов, регламентирующих распределение затрат и прибыли между партнерами и раздел имущества в случае выхода из партнерства.
Для некоторых видов юридических лиц такие регламенты обязательны, они создаются в установленном законом порядке. Но порой партнерство носит неформальный характер, когда один из участников регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, а второй вносит свои деньги и помогает вести бизнес.
Такого рода «брачный договор» необходим даже в тех случаях, когда ваши отношения с другом –партнером близки к идеалу. Могут измениться ваши взгляды на развитие бизнеса, могут возникнуть неустранимые противоречия – причин для «развода» множество, и к нему следует подготовиться заранее.
Ошибка № 6. Не распределить функционал партнеров на старте нового бизнеса.
Одна из основных причин разрыва партнерства – это споры по поводу трудозатрат сторон. Каждому кажется, что он работает больше. Соответственно, должен получить больше прибыли. Вторая сторона, что характерно, с этим не согласна.
А вообще, я отметила такую закономерность: многим людям свойственно преувеличивать значимость собственного труда и преуменьшать значимость труда остальных. Например, производственники с пренебрежением смотрят на работу управленцев, а те, в свою очередь, отвечают тем им же. Начинаются взаимные претензии, которые банальной ротацией не разрешить, у сторон недостаточно компетенций для выполнения работы друг друга.
Четко оговоренный и зафиксированный в документах функционал сторон в некоторой степени ослабляет напряженность этой ситуации.
Ошибка № 7. Отсутствие капитана на корабле будущего бизнеса.
Равноправное партнерство – это ошибка, которая приводит не только к стагнации, но и к гибели бизнеса. Когда нет главного лица, принимающего окончательное решение, партнеры могут увязнуть в постоянных спорах по любому поводу, начиная от стратегии и заканчивая мелкими бытовыми проблемами. Соответственно, необходимо определить, кто именно займет лидерскую позицию, зафиксировать это в регламенте и впредь руководствоваться им.
Резюмируя вышеизложенное: успешное партнерство возможно, если к нему отнестись со всей серьезностью и заранее продумать каждую деталь. Это также важно, как выбор будущего спутника жизни. Спешка, эйфория от совместных планов, необоснованное доверие другу – все это неминуемо приведет вас к краху бизнеса и другим неприятностям.
И, конечно, с друзьями лучше просто общаться, а не работать вместе.