Рифма — это один из самых ярких, но необязательных признаков стихотворной речи. Для того чтобы создать в стихотворении рифму, необходимо выполнить следующие условия: рифмующиеся слова должны иметь сходство по звучанию и различия по смыслу. Нельзя рифмовать местоимения и однокоренные слова.
В разные эпохи рифмы выглядели по-разному. Так, в пушкинское время преобладали точные рифмы.
Выделяется несколько классификаций типов рифм.
Классификация по совпадению и несовпадению морфем
1. Точная рифма — в которой совпадают ударные гласные и все заударные. Пример: правил — заставил.
2. При приблизительной рифме совпадают ударные гласные, заударные согласные, но различаются заударные гласные. Пример: далекой — одинокий.
Переход к приблизительной рифме произошел в середине XIX в.
3. Неточная рифма допускает 2 варианта своего существования. При первом совпадают ударные фонемы, больше ничего не совпадает. Пример: танцы — шляться.
Во втором случае различаются ударные гласные, а все остальные звуки совпадают. Пример: книжный — ложный.
Классификация по месту ударения
1. Мужская рифма имеет ударение на последнем от конца слоге. Примеры: сказал — упал; в холмах — впотьмах.
2. Женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге. Пример: белка — стрелка.
3. При дактилической рифме ударение падает на третий от конца слог. Пример: пригвожденная — завороженная.
4. Гипердактилическая — самый редкий тип рифмы с ударением на слоге, который расположен на 3 слога дальше от конца. Пример: неряшливая — покашливая.
Классификация по совпадению предударных фонем
В XX в. наблюдается тенденция смещения рифмы влево, т.е. вглубь слова или строки.
1. Если совпадают предударные фонемы, то рифма называется строгая. Пример: строг — острог.
2. Если совпадения в предыдущих фонемах нет, то рифма бедная. Пример: любовь — морковь.