Ислам не является единой религией. Во второй половине VII в.н.э. из-за спора о наследовании религиозной и светской власти возникли 3 основные направления: суннизм, хариджитизм и шиизм.
Суннизм — самое крупное направление в исламе, ведь почти 90% мусульман всего мира являются суннитами. В качестве источников вероучения признают Коран и Сунну, считают праведными всех четырех халифов после Мухаммеда. Таким образом, суннизм всегда являлся официальной религией Арабского Халифата и придерживался принципов, провозглашенных пророком.
Очень часто суннитов называют людьми истины, исповедующими подлинное правоверие. На основе Корана и Сунны правоверные разработали кодекс прав мусульман, т.е. шариат.
Суннизм представлен во всех мусульманских станах, кроме Ливана, Омана, Бахрейна, Ирака, Ирана и Азербайджана.
В начале второй половины VII века возникает шиизм, что в переводе с арабского означает партия или группировка.
Согласно учению шиитов право занимать пост халифа-имама имеют только потомки Али и Фатимы, происходящие от пророка Мухаммеда. Имамы непогрешимы во всех своих делах и вере. У шиитов очень распространен культ мучеников, представлен праздник ашура, который отмечается в день, когда был убит Али Хусейн.
Признают Коран и те хадисы в Сунне, автором которых является четвертый халиф Али и его приверженцы. Шииты создали свои собственные священные книги — ахбары, включающие хадисы Али.
К местам поклонения, помимо Мекки, относят Неджеф, Кербела и Мешхед. Большинство шиитов проживают в Азербайджане, Ираке, Иране, Сирии и Афганистане.
Хариджитизм (от араб. восставший) стал самостоятельным направлением в конце VII века. Хариджиты считают, что духовный и политический глава государства должен быть выборным. Право принимать участие в выборах должны иметь все верующие, независимо от их цвета кожи и происхождения. Избранным на пост халифа-имама может любой мусульманин, а не только представитель правящей верхушки.
Духовному и политическому главе хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Халиф-имам выполняет только функции военного вождя и защитника интересов государства. Община, выбравшая главу государства, имеет право его судить или казнить, если он плохо исполняет свои обязанности или является предателем или тираном. Хариджиты считают, что в разных местностях могут быть свои халифы-имамы.
Хариджиты признают только первых двух халифов, отрицают учение о несотворенности Корана и не принимают культа святых.
Уже в VIII в. хариджиты потеряли свое влияние, а в настоящий момент их община представлена лишь в некоторых районах Африки (Алжир, Ливия) и в Омане.
Суннизм
Суннизм — самое крупное направление в исламе, ведь почти 90% мусульман всего мира являются суннитами. В качестве источников вероучения признают Коран и Сунну, считают праведными всех четырех халифов после Мухаммеда. Таким образом, суннизм всегда являлся официальной религией Арабского Халифата и придерживался принципов, провозглашенных пророком.
Очень часто суннитов называют людьми истины, исповедующими подлинное правоверие. На основе Корана и Сунны правоверные разработали кодекс прав мусульман, т.е. шариат.
Суннизм представлен во всех мусульманских станах, кроме Ливана, Омана, Бахрейна, Ирака, Ирана и Азербайджана.
Шиизм
В начале второй половины VII века возникает шиизм, что в переводе с арабского означает партия или группировка.
Согласно учению шиитов право занимать пост халифа-имама имеют только потомки Али и Фатимы, происходящие от пророка Мухаммеда. Имамы непогрешимы во всех своих делах и вере. У шиитов очень распространен культ мучеников, представлен праздник ашура, который отмечается в день, когда был убит Али Хусейн.
Признают Коран и те хадисы в Сунне, автором которых является четвертый халиф Али и его приверженцы. Шииты создали свои собственные священные книги — ахбары, включающие хадисы Али.
К местам поклонения, помимо Мекки, относят Неджеф, Кербела и Мешхед. Большинство шиитов проживают в Азербайджане, Ираке, Иране, Сирии и Афганистане.
Хариджитизм
Хариджитизм (от араб. восставший) стал самостоятельным направлением в конце VII века. Хариджиты считают, что духовный и политический глава государства должен быть выборным. Право принимать участие в выборах должны иметь все верующие, независимо от их цвета кожи и происхождения. Избранным на пост халифа-имама может любой мусульманин, а не только представитель правящей верхушки.
Духовному и политическому главе хариджиты не приписывали никакого сакрального значения. Халиф-имам выполняет только функции военного вождя и защитника интересов государства. Община, выбравшая главу государства, имеет право его судить или казнить, если он плохо исполняет свои обязанности или является предателем или тираном. Хариджиты считают, что в разных местностях могут быть свои халифы-имамы.
Хариджиты признают только первых двух халифов, отрицают учение о несотворенности Корана и не принимают культа святых.
Уже в VIII в. хариджиты потеряли свое влияние, а в настоящий момент их община представлена лишь в некоторых районах Африки (Алжир, Ливия) и в Омане.