Самое главное, о чем нужно помнить критикующему — говорить нужно не в общем, а по делу. Однако даже в этом случае нет никакой гарантии, что критика будет воспринята объективно. Если вы хотите не просто поругать человека, а донести до него свои мысли и идеи, стоит помнить о некоторых правилах в таких разговорах:
Главное — помнить о цели разговора, о том результате, которого вы хотите достичь, и формулируйте выражения в зависимости от этого. К примеру, если вам нужно, чтобы работа была сделана срочно — это одно, а если вы хотите, чтобы качество работы было выше — это уже другое.
«Правильная» критика не просто указывает на ошибки – критикующий должен предложить возможные пути выхода из ситуации. Поэтому строить разговор в тоне обвинительной речи будет неправильно. Возможно, стоит спросить, что сам провинившийся думает об этом.
Ваши замечания не должны начинаться со слов «ты» или «вы», потому что эти фразы изначально имеют обвинительный тон. Лучше сказать «я считаю» или «я думаю». К примеру, если человек не справился с частью задания, то не стоит говорить, что он не справился с заданием. Хуже того — что он провалил задание. Можно сказать, что по вашему мнению, он не совсем справился с этой работой. Оппонент воспримет эти слова гораздо спокойней, и с ним можно будет продолжать диалог в конструктивном русле.
Во время «разбора полетов» не стоит обобщать — говорить фразы типа «ты всегда так делаешь», «ты постоянно так поступаешь». Лучше сказать «в этом случае ты поступил так». И рассказать, в чем суть ошибки человека. То есть лучше всего рассмотреть конкретную ситуацию, а не качества человека.
Не стоит восхвалять одних, чтобы принизить других. Фразы типа «даже глупая старуха знает, что» или «любой дошкольник понимает больше, чем ты», или «даже уборщица зарабатывает больше» унижают человека. При этом не просто не будет достигнута цель разговора. Человек может обидеться, уйти в себя, и в результате у него может возникнуть много комплексов. Особенно это касается детей.