Несмотря на метафоричность выражения, оттепель отражает вполне конкретное явление в истории Советского государства, когда впервые за несколько десятилетий у интеллигенции появилась возможность высказывать свое мнение и реализовывать творческий потенциал без опасения за свою судьбу и судьбу близких людей.
Период оттепели характеризуется резким скачком науки, культуры и искусства, повышением социального уровня городского и, главное, сельского населения, укреплением позиций Советского Союза на международной арене.
Нет необходимости лишний раз напоминать, что именно в период правления Хрущева космос стал советским. В период с 1956 по 1959 год было вновь создано более трех тысяч научных учреждений. Союз начал активные исследования в ядерной энергетике и достиг, наконец, военного паритета с США.
Получили карт-бланш на продолжение разработок ученые-генетики. Долгое время деятельность «Вейсманистов-Морганистов» расценивалась как буржуазная реакционная лженаука и преследовалась на государственном уровне.
Первыми на изменения отреагировали представители культуры и искусства. В это время были созданы такие произведения как роман «Не хлебом единым» В. Дудинцева и повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Ослабление цензуры позволило художникам показать свое видение действительности, дать критическую оценку недавним историческим событиям.
Платформой новой плеяды писателей и поэтов стал толстый журнал «Новый мир», возглавляемый А. Твардовским. На его страницах были впервые напечатаны стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского.
Кинематограф сталинской эпохи находился под пристальным вниманием самого вождя народов, поэтому подвергался наиболее придирчивой цензуре. «Десталинизация» дала не только отечественному, но и мировому кинематографу такие имена как Марлен Хуциев, Л. Гайдай, Э. Рязанов.
Фильм М. Хуциева и Геннадия Шпаликова «Застава Ильича» до сих пор является символом периода оттепели не только в отношении передачи атмосферы тех лет, но и в том, как обошлось с ним партократическое начальство. Фильм был изрезан вдоль и поперек, переименован в «Мне двадцать лет», в таком виде показан публике и убран в архивы на долгих 20 лет.
Чаяния интеллигенции, на тот момент являвшейся основной движущей силой оттепели, не оправдались. Временное потепление сменилось очередным обострением конфликтов во всех сферах.
Именно несложившиеся отношения лично Хрущева с интеллигенцией положили конец временному ослаблению реакции. Точкой, поставившей конец эпохи, стала Нобелевская премия, присужденная Б. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом.
Естественно, главная причина завершения эпохи перемен имеет более глубокие корни, которые кроются в обществе, построенном на основе командно-административной системы.
Период оттепели характеризуется резким скачком науки, культуры и искусства, повышением социального уровня городского и, главное, сельского населения, укреплением позиций Советского Союза на международной арене.
Достижения СССР в области науки и техники
Нет необходимости лишний раз напоминать, что именно в период правления Хрущева космос стал советским. В период с 1956 по 1959 год было вновь создано более трех тысяч научных учреждений. Союз начал активные исследования в ядерной энергетике и достиг, наконец, военного паритета с США.
Получили карт-бланш на продолжение разработок ученые-генетики. Долгое время деятельность «Вейсманистов-Морганистов» расценивалась как буржуазная реакционная лженаука и преследовалась на государственном уровне.
Культура и искусство периода оттепели
Первыми на изменения отреагировали представители культуры и искусства. В это время были созданы такие произведения как роман «Не хлебом единым» В. Дудинцева и повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Ослабление цензуры позволило художникам показать свое видение действительности, дать критическую оценку недавним историческим событиям.
Платформой новой плеяды писателей и поэтов стал толстый журнал «Новый мир», возглавляемый А. Твардовским. На его страницах были впервые напечатаны стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского.
Кинематограф сталинской эпохи находился под пристальным вниманием самого вождя народов, поэтому подвергался наиболее придирчивой цензуре. «Десталинизация» дала не только отечественному, но и мировому кинематографу такие имена как Марлен Хуциев, Л. Гайдай, Э. Рязанов.
Фильм М. Хуциева и Геннадия Шпаликова «Застава Ильича» до сих пор является символом периода оттепели не только в отношении передачи атмосферы тех лет, но и в том, как обошлось с ним партократическое начальство. Фильм был изрезан вдоль и поперек, переименован в «Мне двадцать лет», в таком виде показан публике и убран в архивы на долгих 20 лет.
Чаяния интеллигенции, на тот момент являвшейся основной движущей силой оттепели, не оправдались. Временное потепление сменилось очередным обострением конфликтов во всех сферах.
Конец оттепели
Именно несложившиеся отношения лично Хрущева с интеллигенцией положили конец временному ослаблению реакции. Точкой, поставившей конец эпохи, стала Нобелевская премия, присужденная Б. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом.
Естественно, главная причина завершения эпохи перемен имеет более глубокие корни, которые кроются в обществе, построенном на основе командно-административной системы.
Видео по теме