Инструкция
1
Сформулируйте цели существования вашего предприятия. Они могут быть разными — увеличение прибыли, насыщение рынка и удовлетворение потребностей потребителя в той или иной продукции, рост капитала держателей акций. Предприятие в той или иной степени стремится достичь всех целей, однако одна или несколько будут приоритетными. Чтобы определить самую главную цель, подумайте, потребности какой заинтересованной группы для вас важнее всего прочего. Это могут быть акционеры, кредиторы, сотрудники, потребители, менеджеры, поставщики, органы власти, общество в целом.
2
Миссия представляет собой заявление, в котором сформулированы цели компании и приоритеты. Это своего рода база для постановки целей и задач. В этом заявлении должно быть указано, чем фирма отличается от других. Определите и укажите область конкуренции. У нее есть несколько составляющих — отраслевая, географическая, потребительская. Напишите, к чему стремится фирма, то есть определите стратегическое направление ее деятельности. Сформулируйте, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать персонал. Определите группу лиц, чьи интересы фирма защищает в первую очередь. Миссия может быть определена как в пространном документе, так и в короткой фразе.
3
Сформулируйте цели компании. Они могут быть долгосрочными и краткосрочными. Могут быть также рыночные, финансовые, производственные, организационные цели. Например, к рыночным относятся увеличение количества клиентов или завоевание определенного процента рынка, рост объемов продаж и т. д. К производственным целям относятся, например, открытие филиала, строительство нового цеха, разработка и освоение новых технологий. К финансовым целям относится рост количества продукции в стоимостном выражении, уменьшение издержек, увеличение рентабельности, снижение себестоимости. Организационные цели касаются персонала. Это рост количества работников той или иной специальности, увеличение зарплаты, применение новых управленческих решений. Цели должны соответствовать определенным требованиям. Они должны быть достижимыми, конкретными, рассчитанными на определенное время. Необходимы и критерии, по которым можно было бы определить, удалось ли фирме достичь нужного результата. Цели не должны противоречить миссии и друг другу.
4
Определите, что необходимо сделать для достижения долговременных целей. Задачи — это пути достижения целей. Например, для того, чтобы добиться увеличения количества клиентов, необходимо увеличить ассортимент товаров и услуг, создать филиал фирмы в отдаленном районе, освоить производство нового вида продукции, разработать и реализовать рекламную компанию. Для освоения новой технологии может потребоваться новое оборудование или обучение персонала на курсах повышения квалификации. Каждая долговременная задача делится на несколько более мелких. Например, чтобы послать сотрудника на курсы или семинар, необходимо выбрать из нескольких семинаров наиболее эффективный, найти средства для его оплаты, найти замену сотруднику на время обучения. Точно таким же способом делятся на этапы и другие задачи.