Метод снятия шкива очень часто зависит от типа его посадки и типа механического сопряжения. В большинстве случаев достаточно постукивать молотком в диаметрально противоположных концах шкива для его схода с посадочного места, однако время и коррозия могут сыграть злую шутку. В этом случае не обойтись без соответствующих методик и приспособлений.
Маломощные двигатели часто имеют шлицевую посадку шкива без напрессовки. В этих случаях шкив удерживается от смещения посредством стопорного кольца или шайбы, либо резьбовым соединением. В данных случаях достаточно раскрутить фиксирующие гайки и снять стопорное кольцо. Могут также использоваться многоразовые кольца с зубчатым краем, которые придется либо срубывать, либо долго выравнивать на месте установки шилом и отверткой.
Иногда для снятия шкива его достаточно несильно нагреть. С повышением температуры металл расширяется, из-за чего ослабевает степень прижатия. Если шкив был посажен на вал методом предварительного нагрева, то без указанной процедуры снятия просто не обойтись: диаметр вала на долю миллиметра больше отверстия в шкиве, из за чего степень прижатия оказывается слишком высокой.
Шкив нагревают с краев, постепенно обстукивая его с разных сторон в направлении конца вала. В этой ситуации нельзя допустить косвенного нагрева вала, иначе он также будет подвержен линейному расширению и еще сильнее зажмет шкив. Если перегрев случился, соединению необходимо дать остыть, после чего повторить процедуру снова. При значительной ширине посадочного места моет потребоваться несколько попыток нагрева.
Зачастую шкив удается снять с помощью простейшего съемника. Он представляет собой толстую металлическую пластину, в центре которой имеется отверстие. Соосно отверстию к одной из плоскостей пластины приварена крупная гайка. На одной линии, проходящей через центральное отверстие, в пластине проделывают прорези небольшой толщины. Для использования съемника понадобятся также болт под размер гайки, приваренной к съемнику и два болта меньших размеров с крупными шайбами.
В шкиву необходимо просверлить два отверстия, расположенные на линии, проходящей через его центр. В этих отверстиях однопроходным метчиком нарезают резьбу, по диаметру которой подбирают болты для съемника. В валах электродвигателя имеется центровочный паз, в котором необходимо при помощи густой смазки закрепить шарик от подшипника нужного размера. Центральный болт съемника также придется обработать: в его торце необходимо сделать углубление сферической формы.
Съемник крепится к шкиву болтами, проходящими сквозь прорези и вкрученными в отверстия с резьбой. Центральный болт упирается в шарик, закрепленный в центровочном пазу вала. В процессе вкручивания болт будет отпирать съемник от вала, благодаря чему шкив будет сдвинут с посадочного места. Если хода болта недостаточно для полного смещения шкива, под боковые болты нужно подложить несколько крупных гаек.
Снятие шкивов с механическим креплением
Маломощные двигатели часто имеют шлицевую посадку шкива без напрессовки. В этих случаях шкив удерживается от смещения посредством стопорного кольца или шайбы, либо резьбовым соединением. В данных случаях достаточно раскрутить фиксирующие гайки и снять стопорное кольцо. Могут также использоваться многоразовые кольца с зубчатым краем, которые придется либо срубывать, либо долго выравнивать на месте установки шилом и отверткой.
Термическое снятие шкива
Иногда для снятия шкива его достаточно несильно нагреть. С повышением температуры металл расширяется, из-за чего ослабевает степень прижатия. Если шкив был посажен на вал методом предварительного нагрева, то без указанной процедуры снятия просто не обойтись: диаметр вала на долю миллиметра больше отверстия в шкиве, из за чего степень прижатия оказывается слишком высокой.
Шкив нагревают с краев, постепенно обстукивая его с разных сторон в направлении конца вала. В этой ситуации нельзя допустить косвенного нагрева вала, иначе он также будет подвержен линейному расширению и еще сильнее зажмет шкив. Если перегрев случился, соединению необходимо дать остыть, после чего повторить процедуру снова. При значительной ширине посадочного места моет потребоваться несколько попыток нагрева.
Снятие шкива с помощью съемника
Зачастую шкив удается снять с помощью простейшего съемника. Он представляет собой толстую металлическую пластину, в центре которой имеется отверстие. Соосно отверстию к одной из плоскостей пластины приварена крупная гайка. На одной линии, проходящей через центральное отверстие, в пластине проделывают прорези небольшой толщины. Для использования съемника понадобятся также болт под размер гайки, приваренной к съемнику и два болта меньших размеров с крупными шайбами.
В шкиву необходимо просверлить два отверстия, расположенные на линии, проходящей через его центр. В этих отверстиях однопроходным метчиком нарезают резьбу, по диаметру которой подбирают болты для съемника. В валах электродвигателя имеется центровочный паз, в котором необходимо при помощи густой смазки закрепить шарик от подшипника нужного размера. Центральный болт съемника также придется обработать: в его торце необходимо сделать углубление сферической формы.
Съемник крепится к шкиву болтами, проходящими сквозь прорези и вкрученными в отверстия с резьбой. Центральный болт упирается в шарик, закрепленный в центровочном пазу вала. В процессе вкручивания болт будет отпирать съемник от вала, благодаря чему шкив будет сдвинут с посадочного места. Если хода болта недостаточно для полного смещения шкива, под боковые болты нужно подложить несколько крупных гаек.