Основа современного автомобиля – это даже не топливная система, а электрооборудование. От качества его зависит надежность и удобство водителя и пассажиров. В любом автомобиле применяется два источника питания – аккумулятор и генератор. Первый необходим для питания бортовой сети во время остановки двигателя, а также для его запуска.
А генератор нужен для обеспечения питанием сети во время работы двигателя, а также для подзарядки аккумулятора до нужного уровня. И если батарея не имеет подвижных элементов, она состоит из свинцовых пластин, погруженных в кислотный раствор, то генератор – это узел, который состоит из подвижной и неподвижной частей.
Приводится в движение якорь генератора от коленчатого вала двигателя. Чаще всего используется ременная передача, так как она надежная и регулировка ее очень простая. Чтобы произвести ремонт, необходимо знать, из каких частей состоит генератор. Понимание принципа работы тоже не помешает.
Две части – подвижная (ротор) и неподвижная (статор). Обе содержат на себе обмотки – возбуждения (на роторе) и генерирующую (на статоре). На подвижной части находится одна обмотка, у нее два вывода, которые соединяются с цилиндрическими контактами. Неподвижная часть более сложная, у нее три обмотки, соединенные в звезду. Начала обмоток имеют общую точку – массу, а напряжение снимается с концов.
Если на трех выводах генерируется напряжение, значит, вырабатывается три фазы? Так и есть, автомобильный генератор вырабатывает трехфазное переменное напряжение. Но в бортовой сети используется постоянный ток? Верно, далее включается в работу один важный элемент – выпрямительный блок. Он состоит из шести полупроводниковых высокоамперных диодов, соединенных по схеме трехфазного выпрямителя. Из трех фаз переменного тока получаем постоянный ток.
Но возникают еще трудности. К ним относятся помехи и скачки напряжения. Первые благополучно уходят, если на выход выпрямительного блока подключить конденсатор с большой емкостью. Он сглаживает пульсации и избавляет бортовую сеть от различных помех. А еще обороты якоря непостоянны, поэтому и напряжение на выходе может изменяться в интервале 12..30 Вольт.
Следовательно, необходима стабилизация. Для этого в конструкции применяется реле-регулятор, который поддерживает рабочее напряжение в бортовой сети (13,8-14,8 Вольт). Чаще всего реле-регулятор объединен с щеточным узлом, с помощью которого осуществляется питание обмотки возбуждения. Если стабилизировать напряжение, подающееся на обмотку возбуждения, то мы получим стабилизацию напряжения на выходе генератора.
Как поменять подшипник на генераторе правильно? Ведь якорь при работе двигателя находится постоянно в движении. В передней и задней крышках находятся подшипники. Чтобы сменить их, нужно полностью снять генератор с автомобиля и разобрать его. Последовательность действий:
• выкрутить гайку, которой крепится генератор к кронштейну;
• ослабить ремень и снять его;
• нижний болт извлечь, выкрутив с него гайку;
• снять генератор.
А дальше нужно снять шкив, после чего отсоединить переднюю и заднюю крышки. Чаще всего разрушается подшипник, который находится на передней крышке, так как именно на него приходится большая часть нагрузок. У этого подшипника ресурс в несколько раз меньше, нежели у того, который находится на задней крышке.
На передней крышке подшипник прикрыт пластиной, которая крепится к корпусу двумя болтами. С помощью куска трубки (или подобного старого подшипника) выпрессовываем подшипники из крышек. Берем новые и устанавливаем вместо старых. При необходимости можно использовать для запрессовки старый подшипник. На этом замена закончена, начинается сборка генератора.
А генератор нужен для обеспечения питанием сети во время работы двигателя, а также для подзарядки аккумулятора до нужного уровня. И если батарея не имеет подвижных элементов, она состоит из свинцовых пластин, погруженных в кислотный раствор, то генератор – это узел, который состоит из подвижной и неподвижной частей.
Приводится в движение якорь генератора от коленчатого вала двигателя. Чаще всего используется ременная передача, так как она надежная и регулировка ее очень простая. Чтобы произвести ремонт, необходимо знать, из каких частей состоит генератор. Понимание принципа работы тоже не помешает.
Конструкция автомобильного генератора
Две части – подвижная (ротор) и неподвижная (статор). Обе содержат на себе обмотки – возбуждения (на роторе) и генерирующую (на статоре). На подвижной части находится одна обмотка, у нее два вывода, которые соединяются с цилиндрическими контактами. Неподвижная часть более сложная, у нее три обмотки, соединенные в звезду. Начала обмоток имеют общую точку – массу, а напряжение снимается с концов.
Если на трех выводах генерируется напряжение, значит, вырабатывается три фазы? Так и есть, автомобильный генератор вырабатывает трехфазное переменное напряжение. Но в бортовой сети используется постоянный ток? Верно, далее включается в работу один важный элемент – выпрямительный блок. Он состоит из шести полупроводниковых высокоамперных диодов, соединенных по схеме трехфазного выпрямителя. Из трех фаз переменного тока получаем постоянный ток.
Но возникают еще трудности. К ним относятся помехи и скачки напряжения. Первые благополучно уходят, если на выход выпрямительного блока подключить конденсатор с большой емкостью. Он сглаживает пульсации и избавляет бортовую сеть от различных помех. А еще обороты якоря непостоянны, поэтому и напряжение на выходе может изменяться в интервале 12..30 Вольт.
Следовательно, необходима стабилизация. Для этого в конструкции применяется реле-регулятор, который поддерживает рабочее напряжение в бортовой сети (13,8-14,8 Вольт). Чаще всего реле-регулятор объединен с щеточным узлом, с помощью которого осуществляется питание обмотки возбуждения. Если стабилизировать напряжение, подающееся на обмотку возбуждения, то мы получим стабилизацию напряжения на выходе генератора.
Разборка генератора и замена подшипников
Как поменять подшипник на генераторе правильно? Ведь якорь при работе двигателя находится постоянно в движении. В передней и задней крышках находятся подшипники. Чтобы сменить их, нужно полностью снять генератор с автомобиля и разобрать его. Последовательность действий:
• выкрутить гайку, которой крепится генератор к кронштейну;
• ослабить ремень и снять его;
• нижний болт извлечь, выкрутив с него гайку;
• снять генератор.
А дальше нужно снять шкив, после чего отсоединить переднюю и заднюю крышки. Чаще всего разрушается подшипник, который находится на передней крышке, так как именно на него приходится большая часть нагрузок. У этого подшипника ресурс в несколько раз меньше, нежели у того, который находится на задней крышке.
На передней крышке подшипник прикрыт пластиной, которая крепится к корпусу двумя болтами. С помощью куска трубки (или подобного старого подшипника) выпрессовываем подшипники из крышек. Берем новые и устанавливаем вместо старых. При необходимости можно использовать для запрессовки старый подшипник. На этом замена закончена, начинается сборка генератора.
Источники:
- Замена подшипника