Значение СМИ для общества
Казалось бы, если информационных потоков много и они разнообразны то это должно способствовать независимости суждений, помогающих в выработке общественного мнения. Которое, в свою очередь, является двигателем качественного, прогрессивного движения по пути образования, экономики, культуры – т.е. человеческой эволюции.
Однако, события последних лет оспаривают старинное утверждение о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром». Потому что миром зачастую владеет ложная пропагандистская информация, созданная для большего сегмента ее потребителя.
Хотя, на самом деле владеть информацией в полной мере, то есть найти различные независимые источники для собственного анализа и выработки точки зрения сегодня достаточно просто: стоит лишь зайти в интернет и задать вопрос в любой поисковой системе, а затем выйти на несколько сайтов с хорошей репутацией, попутно заглянув к популярным блогерам.
Но выясняется, что современный человек, даже испытывая информационный голод, завися от ежедневной необходимости поглощать информацию, все чаще не желает ее анализировать - затрачивать себя на поиски альтернативных точек зрения. И не желает он делать это не столько из экономии времени, сколько из боязни нарушить свой психологический комфорт.
Таким образом в современном российском обществе родился некий парадокс: современные СМИ зависят от современного человека, который подсажен на информацию из СМИ, но не желает, чтобы потребляемая информация вступала в противоречие с его ожиданиями. Поэтому, большую часть потребителей российских СМИ устраивает внедряемая государством цензура. Подобное положение называется цугцвангом: когда есть то, чего нет - это положение безвыходно и неминуемо ведет к регрессу общества.
СМИ как атрибут
Когда-то российские СМИ могли претендовать на гордое звание четвертой власти. Но вследствие агрессивно внедряемой цензуры, в настоящее время, как и в советские времена, они могут претендовать лишь на роль ежедневно необходимого атрибута – как зубная щетка, женская сумочка или биотуалет.
С одной стороны роль СМИ осталась прежней – они по-прежнему воздействуют на общественное мнение и массовое сознание. Но, с другой стороны, они уже не выражают действительных социальных интересов российского общества.
И, между тем, без этого атрибута жизнь современного человека немыслима, поскольку даже прогноз погоды - это информация получаемая из газет, интернета, радио или телевидения, а не вследствие народных примет, как было до появления СМИ. Более того, внешний современный мир так изменчив и, порой, непредсказуем, что даже для тех, кого на излюбленных ими информационных ресурсах интересует лишь прогноз погоды, спорт или котировки акций, необходимы независимые СМИ, чтобы, например, без финансовых или иных потерь провести интересно и комфортно свой отпуск.
Видео по теме