Стоимость является основой количественного соотношения при эквивалентном обмене. При этом существует множество теорий и школ, которые пытаются объяснить природу данного понятия и дать общую схему ее определения.Экономическое понятие стоимости для товара определяет, что в нее входят такие составляющие, как стоимость сырья, объем трудозатрат, транспортные расходы, затраты энергии и топлива, арендная плата и прочие издержки производства и реализации. В конечном итоге добавляется «накрутка» производителя или поставщика, которая определяет их прибыль. Помимо этого на величину стоимости влияет такие факторы, как рыночный спрос и предложение, соотношение которых позволяет определить нуждаемость потребителей в данном товаре или услуге. Для этого производители проводят социальные опросы и маркетинговые исследования, после чего вычисляют оптимальное значение стоимости. Также эта величина зависит от регулирования ценообразования государством. В результате определить стоимость продукции достаточно сложно, так как для ее определения необходимо учесть множество не связанных друг с другом факторов. Однако не только затраты могут определять стоимость объекта. Так, вычислить стоимость духовных товаров, к которым относятся исторические ценности и произведения искусства, намного сложнее, так как цена здесь регулируется по совершенно иным законам. В этом случае в цену может быть включено такое понятие как красота, популярность, известность, а также имя автора и прочие нюансы.Таким образом, стоимость, являясь фундаментальной экономической категорией, довольно сложна для понятия и анализа. Самыми известными теориями этого показателя являются:1) Трудовая теория стоимости, в основе которой лежит понятие рабочего времени, затраченного на производство товара.2) Теория предельной полезности, базирующаяся на человеческих потребностях.3) Субъективная теория стоимости, устанавливающая понятие справедливой цены.4) Теория издержек, основанная на производственных затратах.
Видео по теме