Организации, индивидуальные предприниматели периодически подвергаются проверкам со стороны налоговых инспекторов, которые в силу своей служебной деятельности обязаны контролировать правильность подсчета и перечисления налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Порядок организации и проведения проверки жестко регламентирован налоговым законодательством, любые отступления от данной процедуры могут стать причиной отмены решения, выносимого по результатам проверочной деятельности. Одним из обязательных элементов такой регламентации является ограничение максимального периода, за который может проводиться проверка правильности подсчета и уплаты налогов. Названный период определяется видом налоговой проверки, которая реализуется в конкретном случае.
Камеральная налоговая проверка осуществляется непосредственно после предоставления организацией или индивидуальным предпринимателем налоговой декларации за очередной период деятельности (как правило, этим периодом является календарный год). В рамках камеральной проверки может контролироваться лишь правильность расчета и перечисления налогов по данной декларации, из чего следует, что максимальный проверяемый период в данном случае ограничен сроком в один календарный год. При этом права налоговых инспекторов при проведении камеральной проверки существенно ограничены, они не могут запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности дополнительные документы за исключением пояснений по поводу изложенных в декларации сведений.
Больше всего предприниматели обычно опасаются выездных налоговых проверок, при которых инспекторы запрашивают любые документы, относящиеся к деятельности организации в проверяемом периоде. Общее ограничение для налогового контроля данного вида состоит в том, что инспекторы вправе проверять не более трех лет деятельности компании или предпринимателя, предшествующих вынесению решения о проведении выездной проверки. Более того, повторную выездную проверку по тому же налогу за аналогичный период времени проводить запрещено. Общее же количество выездных проверок для одной организации в течение года не должно превышать двух. При вынесении решения руководитель налогового органа может указать любой период в рамках указанных трех лет, а также самостоятельно определить виды налогов, правильность исчисления, уплаты которых будет проверяться инспекторами.
Временные ограничения при камеральной проверке
Камеральная налоговая проверка осуществляется непосредственно после предоставления организацией или индивидуальным предпринимателем налоговой декларации за очередной период деятельности (как правило, этим периодом является календарный год). В рамках камеральной проверки может контролироваться лишь правильность расчета и перечисления налогов по данной декларации, из чего следует, что максимальный проверяемый период в данном случае ограничен сроком в один календарный год. При этом права налоговых инспекторов при проведении камеральной проверки существенно ограничены, они не могут запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности дополнительные документы за исключением пояснений по поводу изложенных в декларации сведений.
Временные ограничения при выездной проверке
Больше всего предприниматели обычно опасаются выездных налоговых проверок, при которых инспекторы запрашивают любые документы, относящиеся к деятельности организации в проверяемом периоде. Общее ограничение для налогового контроля данного вида состоит в том, что инспекторы вправе проверять не более трех лет деятельности компании или предпринимателя, предшествующих вынесению решения о проведении выездной проверки. Более того, повторную выездную проверку по тому же налогу за аналогичный период времени проводить запрещено. Общее же количество выездных проверок для одной организации в течение года не должно превышать двух. При вынесении решения руководитель налогового органа может указать любой период в рамках указанных трех лет, а также самостоятельно определить виды налогов, правильность исчисления, уплаты которых будет проверяться инспекторами.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ (часть первая)