Как только мама заметит нарушения в развитии своего ребенка, даже самые незначительные отклонения, следует немедленно посоветоваться с врачом. Особенно если эти нарушения замечены на первом-втором году жизни малыша. Нарушения в развитии могут касаться моторики, речи. Также могут проявиться и психологические нарушения. Все это следует брать во внимание, ведь даже самое маленькое отклонение от нормы может являться симптомом серьезного заболевания. А о нормах развития ребенка следует знать каждой маме.
В первые полгода своей жизни ребенок только учится владеть своим телом. В первый месяц он должен научиться удерживать головку несколько секунд. Не стоит требовать от младенца многого, но если он не способен удержать головку в вертикальном положении даже секунды, стоит обратить на это внимание педиатра.
В последующие три месяца своей жизни ребенок должен научиться держать головку лежа на животе. А к концу четвертого месяца ребенок должен уметь приподниматься, опираясь на ручки из этого положения. Конечно, все сугубо индивидуально. Ребенок может быть слишком грузным, но попытки приподниматься он должен делать.
В возрасте полугода малыш уже должен самостоятельно дотягиваться до игрушки. Кроме того, он должен уметь самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Если этого не происходит, то у малыша серьезные нарушения моторики. Разумеется, в этом возрасте ребенок уже должен хорошо удерживать головку.
Эти нарушения следует выявить как можно раньше. Они выявляются не только тогда, когда ребенок начинает говорить, а с первых недель его жизни.
К концу первого месяца жизни малыш должен внимательно следить за лучом карманного фонарика. Если он этого не делает, то либо у него нарушения зрения, либо психологические нарушения. В возрасте двух месяцев младенец должен прислушиваться к посторонним звукам, таким как звон колокольчика или бренчание погремушки. Уже к этому возрасту становится понятно, есть ли у ребенка какие-то отклонения в развитии или нет.
В возрасте 5-6 месяцев ребенок должен адекватно реагировать на музыку или пение матери. В этом возрасте он уже должен поворачиваться на звук знакомого голоса. На посторонние звуки он должен реагировать и искать глазами источник звука, например, колокольчик. Если ребенок этого не делает, стоит бить тревогу.
В 2 года малыш должен визуально отличать съедобное от несъедобного, а в 2,5 года должен уметь выкладывать игрушки в одну линию. В случае, если этого не происходит, обратитесь к детскому офтальмологу.
Даже нарушения речевого развития можно определить до тех пор, пока ребенок не произнес первых слов. В возрасте одного месяца малыш должен кричать, когда испытывает голод или физический дискомфорт. А в возрасте 5 месяцев ребенок уже должен произносить отдельные звуки.
Если в возрасте одного года ребенок не может произнести никаких слов, это также свидетельствует о нарушениях. К 2 годам ребенок должен понимать разницу между противоположными значениями (большой – маленький, горький – сладкий). Также он должен называть части своего тела. К 3 годам ребенок должен знать свои имя и фамилию.
В возрасте 1 месяца ребенок должен узнавать мать и переставать кричать, когда она его обнимает. А в возрасте 3 месяцев он должен улыбаться, когда родители с ним заговаривают.
По исполнении полугода ребенок уже должен проситься на руки к близкому человеку. В возрасте 9 месяцев ребенок уже сознательно должен избегать контакта с чужими людьми – прятаться за мебель. Следует встревожиться, если малыш не сердится, когда у него отбирают игрушки.
В возрасте 2,5 лет малыш уже должен говорить от первого лица, самостоятельно одеваться (или пытаться одеться), проситься своевременно в туалет.
Нарушения моторики
В первые полгода своей жизни ребенок только учится владеть своим телом. В первый месяц он должен научиться удерживать головку несколько секунд. Не стоит требовать от младенца многого, но если он не способен удержать головку в вертикальном положении даже секунды, стоит обратить на это внимание педиатра.
В последующие три месяца своей жизни ребенок должен научиться держать головку лежа на животе. А к концу четвертого месяца ребенок должен уметь приподниматься, опираясь на ручки из этого положения. Конечно, все сугубо индивидуально. Ребенок может быть слишком грузным, но попытки приподниматься он должен делать.
В возрасте полугода малыш уже должен самостоятельно дотягиваться до игрушки. Кроме того, он должен уметь самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Если этого не происходит, то у малыша серьезные нарушения моторики. Разумеется, в этом возрасте ребенок уже должен хорошо удерживать головку.
Нарушения слуха и зрения
Эти нарушения следует выявить как можно раньше. Они выявляются не только тогда, когда ребенок начинает говорить, а с первых недель его жизни.
К концу первого месяца жизни малыш должен внимательно следить за лучом карманного фонарика. Если он этого не делает, то либо у него нарушения зрения, либо психологические нарушения. В возрасте двух месяцев младенец должен прислушиваться к посторонним звукам, таким как звон колокольчика или бренчание погремушки. Уже к этому возрасту становится понятно, есть ли у ребенка какие-то отклонения в развитии или нет.
В возрасте 5-6 месяцев ребенок должен адекватно реагировать на музыку или пение матери. В этом возрасте он уже должен поворачиваться на звук знакомого голоса. На посторонние звуки он должен реагировать и искать глазами источник звука, например, колокольчик. Если ребенок этого не делает, стоит бить тревогу.
В 2 года малыш должен визуально отличать съедобное от несъедобного, а в 2,5 года должен уметь выкладывать игрушки в одну линию. В случае, если этого не происходит, обратитесь к детскому офтальмологу.
Нарушения речи
Даже нарушения речевого развития можно определить до тех пор, пока ребенок не произнес первых слов. В возрасте одного месяца малыш должен кричать, когда испытывает голод или физический дискомфорт. А в возрасте 5 месяцев ребенок уже должен произносить отдельные звуки.
Если в возрасте одного года ребенок не может произнести никаких слов, это также свидетельствует о нарушениях. К 2 годам ребенок должен понимать разницу между противоположными значениями (большой – маленький, горький – сладкий). Также он должен называть части своего тела. К 3 годам ребенок должен знать свои имя и фамилию.
Нарушения в социальном развитии
В возрасте 1 месяца ребенок должен узнавать мать и переставать кричать, когда она его обнимает. А в возрасте 3 месяцев он должен улыбаться, когда родители с ним заговаривают.
По исполнении полугода ребенок уже должен проситься на руки к близкому человеку. В возрасте 9 месяцев ребенок уже сознательно должен избегать контакта с чужими людьми – прятаться за мебель. Следует встревожиться, если малыш не сердится, когда у него отбирают игрушки.
В возрасте 2,5 лет малыш уже должен говорить от первого лица, самостоятельно одеваться (или пытаться одеться), проситься своевременно в туалет.