К счастью, крайне редко потеря слуха бывает полной. Даже при снижении слуха до 90 децибел и выше, что приравнивается к глухоте, человек все-таки что-то слышит на очень большой громкости и на определенных частотах. Это позволяет таким больным пользоваться слуховыми аппаратами.

Врач-сурдолог должен настроить слуховой аппарат соответственно особенностям слуха пациента. Для этого нужно знать, на каких частотах и на какой громкости он слышит. Все это обозначается на специальной схеме – аудиограмме. Она составляется в ходе особой диагностической процедуры – аудиометрии.

Аудиометрия



Для диагностики слуха используется специальный прибор – аудиометр.

С точки зрения пациента процедура весьма проста. На него надевают наушники, в которые подаются звуки различной частоты. На каждом звуке постепенно нарастает громкость. Когда пациент услышит звук, он должен нажать кнопку. Как только это произойдет, врач отмечает соответствующие показатели в таблице, представляющей собой систему координат: по горизонтали – частоты в герцах, по вертикали – громкость в децибелах. Звук подается поочередно в левое и правое ухо. Точки, отмеченные в таблице, соединяются в виде кривой, дающей полное представление о состоянии слуха пациента.

При аудиометрии диагностируется не только воздушная проводимость, но и костная, результаты заносятся в отдельную часть таблицы.
Главное назначение слухового аппарата – дать человеку возможность понимать речь, поэтому основное внимание при диагностике слуха уделяется именно речевым частотам: 250, 500, 1000, 2000 и 4000 герц. Для этих показателей выводится среднее арифметическое, это число и является показателем средней потери слуха.

Другие методы диагностики слуха



Метод аудиометрии не всегда применим. Он рассчитан на людей, которые понимают речь (хотя бы жестовую), им можно объяснить, что от них требуется. Это невозможно, если речь идет о грудном ребенке. Но диагностировать слух таким детям необходимо, ведь чем раньше они начнут носить слуховые аппараты и заниматься с сурдопедагогом, тем успешнее будет их речевое развитие.

В этом случае диагностику начинают с регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) – слабых звуковых колебаний, генерируемых улиткой. В уши ребенка вводятся мягкие зонды, соединенные с аппаратом и содержащие миниатюрные приборы – микрофон и телефон. Через микрофон подаются высокочастотные звуки в виде щелчков, телефон фиксирует ответ улитки. Такую процедуру можно проводить даже новорожденным, и в ряде случаев это процедуры бывает достаточно, чтобы исключить нарушение слуха (например, когда речь идет о недоношенном ребенке, который может не реагировать на звуки по другой причине).

Более точные результаты дает метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. В уши ребенка вводятся микрофоны, а к голове подсоединяются электроды. В микрофоны подаются звуки различной частоты и громкости, как это делается и при аудиометрии, а с помощью электродов фиксируется реакция коры головного мозга. Если реакции нет, значит, ребенок не слышит данный звук.

Оба метода дополняются тимпанометрией – проверкой реакции со стороны барабанной перепонки.

Совокупность этих методов позволяет не только диагностировать состояние слуха пациента, но и определить, в каком отделе имеет место патология, вызвавшая его снижение: в среднем ухе, улитке, слуховом нерве или слуховой зоне головного мозга.