Какие важные качества слона находят отражение в связанных с этим животным фразеологизмах? Нередко можно слышать выражения «топает как слон», «как слону дробина», «слон в посудной лавке». В них акцент делается на размерах слона и его неуклюжести. «Слоном» иногда иронически называют толстого, массивного и неповоротливого человека. Такое сравнение почти всегда бывает обидным, хотя очень часто предельно точно отражает особенности ситуации.
Но вместе с тем образ слона присутствует и в других сочетаниях. Когда говорят о распределении материальных или иных благ, нередко применяют фразеологизм «раздача слонов». Такое выражение впервые встречается в тексте фельетона Михаила Зощенко «Всюду жизнь», увидевшего свет в 1928 году. Однако подлинную известность фраза «раздача слонов» получила после опубликования романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок», ставшего невероятно популярным среди советских читателей.
Остап Бендер, главный герой романа «Золотой теленок», снискал себе славу великого комбинатора неспроста. Чего стоил один лишь его саквояж, из которого Бендер с ловкостью циркового артиста однажды стал вынимать на глазах у изумленных компаньонов самые различные предметы.
Среди содержимого таинственного чемоданчика была и яркая афиша, которая сообщала о прибытии знаменитого бомбейского жреца, роль которого как раз и играл Остап Бендер. Среди обещанных публике чудес красочная афиша содержала указание на непременную «материализацию духов и раздачу слонов». С легкой руки авторов романа фраза и ушла в народ.
О раздаче слонов говорят, когда указывают на вручение подарков, премий или призов, которое носит массовый характер. Подвох здесь состоит в том, что такие пышные и объемные подарки на деле почему-то чаще всего оказываются всего лишь пустыми обещаниями, которые никогда не выполняются в полной мере.
Вполне вероятно, что фразеологизм «раздача слонов» имеет под собой и историческую основу. Дело в том, что в древние времена армии ряда государств использовали боевых слонов. Содержание этих животных, уход за ними и подготовка к несению службы были обременительным делом для государственной казны. По этой причине отдельные правители иногда просто раздавали боевых слонов своим воинам в пользование.
В обязанности нового хозяина слона входил уход за «боевой единицей», кормление и дрессировка животного. Здесь скрывается еще один дополнительный смысл выражения «раздача слонов»: так можно сказать о подарках, которые ко многому обязывают, а также о связанных с этими дарами нежелательных хлопотах и дополнительной работе, приносящей одни расходы.
Но вместе с тем образ слона присутствует и в других сочетаниях. Когда говорят о распределении материальных или иных благ, нередко применяют фразеологизм «раздача слонов». Такое выражение впервые встречается в тексте фельетона Михаила Зощенко «Всюду жизнь», увидевшего свет в 1928 году. Однако подлинную известность фраза «раздача слонов» получила после опубликования романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок», ставшего невероятно популярным среди советских читателей.
Остап Бендер, главный герой романа «Золотой теленок», снискал себе славу великого комбинатора неспроста. Чего стоил один лишь его саквояж, из которого Бендер с ловкостью циркового артиста однажды стал вынимать на глазах у изумленных компаньонов самые различные предметы.
Среди содержимого таинственного чемоданчика была и яркая афиша, которая сообщала о прибытии знаменитого бомбейского жреца, роль которого как раз и играл Остап Бендер. Среди обещанных публике чудес красочная афиша содержала указание на непременную «материализацию духов и раздачу слонов». С легкой руки авторов романа фраза и ушла в народ.
О раздаче слонов говорят, когда указывают на вручение подарков, премий или призов, которое носит массовый характер. Подвох здесь состоит в том, что такие пышные и объемные подарки на деле почему-то чаще всего оказываются всего лишь пустыми обещаниями, которые никогда не выполняются в полной мере.
Вполне вероятно, что фразеологизм «раздача слонов» имеет под собой и историческую основу. Дело в том, что в древние времена армии ряда государств использовали боевых слонов. Содержание этих животных, уход за ними и подготовка к несению службы были обременительным делом для государственной казны. По этой причине отдельные правители иногда просто раздавали боевых слонов своим воинам в пользование.
В обязанности нового хозяина слона входил уход за «боевой единицей», кормление и дрессировка животного. Здесь скрывается еще один дополнительный смысл выражения «раздача слонов»: так можно сказать о подарках, которые ко многому обязывают, а также о связанных с этими дарами нежелательных хлопотах и дополнительной работе, приносящей одни расходы.