Сегодня в нашей стране отсутствует единая система оценки произведений искусства. Но существуют единые правила. Первое правило - оценщик должен применять проверенную методику. Второе - он должен обладать дипломом об оценочной деятельности. Его ответственность подлежит обязательному страхованию. Оценочная деятельность регулируется Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г.
При покупке вещи на аукционе, тем более знаменитом, облегчается задача по определению стоимости. Для любого музейного экспоната подойдет заключение местных экспертов. Нередко они же сотрудничают с владельцами частных коллекций. Иногда за письменным заключением приходят к специалистам негосударственных художественных галерей. Компетентных оценщиков можно найти в антикварных магазинах и частных галереях. Организация любой деятельности по оценке и ее оплата - забота заинтересованного лица.
Чтобы снять возможные расхождения в оценке несколькими специалистами одного предмета искусств, используют информацию о стоимости на аналог. Она обязательно имеется в каталогах крупных аукционов (Sotheby`s, Christie`s, Hotel Pruot). Аналог - это всегда выполненная тем же мастером вещь. Должны максимально совпадать техника и период создания. Некоторые страховщики принимают во внимание только стартовую цену на таких аукционах.
Имеется три способа определения стоимости произведения искусства. Эксперту не обязательно выбирать один. В некоторых случаях можно комбинировать несколько видов:
- при сравнительном подходе оценщик сравнивает цены на идентичные или схожие по большинству параметров предметы;
- доходный подход базируется на расчете той прибыли, которую может принести предмет;
- стоимостный определяет цену, связанную с обменом или новым выпуском украденного, полностью или частично поврежденного предмета.
Первым подходом чаще всего пользуются при определении целесообразности будущих инвестиции.
Объективная оценка любого предмета искусства может понадобиться в случае инвестиций. Часто к этой процедуре прибегают при разделе имущества во время развода. А также если в случае кражи нужно подать иск о возмещении убытков. Поводом для такой оценки может стать и элементарное любопытство.
Заключение оценщика часто является базой для искусствоведческой экспертизы. В дальнейшем оно используется при оценке произведения искусства. Проблема оценки часто возникает при страховании перевозок музейных ценностей. Или же при страхования коллекций частных лиц.
Часто владелец какой-то антикварной вещи завышает ее стоимость. При этом старые вещи далеко не всегда оказываются предметами искусства. Поэтому стоимость экспертизы может значительно превысить стоимость таких вещей.
Эксперт, занимающийся оценкой предметов искусства, должен обладать знаниями сразу в нескольких областях. Он должен разбираться в искусствоведении, истории, иметь развитые аналитические способности к научно-исследовательской работе.
Обычно оценку производят по двум параметрам:
- физическому (их можно измерить и оценить);
- качественному (определяется только с помощью экспертизы).
Физические параметры это: размер, материал, степень сохранности, полнота укомплектованности. Качественные параметры таковы: имя художника и его роль в истории искусства, параметр впечатления, востребованности рынком на период оценки. Важным также является параметр качества исполнения произведения. Под ним понимается техника автора, композиция произведения и т.д.
Оценивая, например, картину, эксперт устанавливает не только ее цену. Параллельно этому выясняется подлинность предметов.
При покупке вещи на аукционе, тем более знаменитом, облегчается задача по определению стоимости. Для любого музейного экспоната подойдет заключение местных экспертов. Нередко они же сотрудничают с владельцами частных коллекций. Иногда за письменным заключением приходят к специалистам негосударственных художественных галерей. Компетентных оценщиков можно найти в антикварных магазинах и частных галереях. Организация любой деятельности по оценке и ее оплата - забота заинтересованного лица.
Чтобы снять возможные расхождения в оценке несколькими специалистами одного предмета искусств, используют информацию о стоимости на аналог. Она обязательно имеется в каталогах крупных аукционов (Sotheby`s, Christie`s, Hotel Pruot). Аналог - это всегда выполненная тем же мастером вещь. Должны максимально совпадать техника и период создания. Некоторые страховщики принимают во внимание только стартовую цену на таких аукционах.
Как определить стоимость предмета
Имеется три способа определения стоимости произведения искусства. Эксперту не обязательно выбирать один. В некоторых случаях можно комбинировать несколько видов:
- при сравнительном подходе оценщик сравнивает цены на идентичные или схожие по большинству параметров предметы;
- доходный подход базируется на расчете той прибыли, которую может принести предмет;
- стоимостный определяет цену, связанную с обменом или новым выпуском украденного, полностью или частично поврежденного предмета.
Первым подходом чаще всего пользуются при определении целесообразности будущих инвестиции.
Когда может понадобиться оценка предмета искусства
Объективная оценка любого предмета искусства может понадобиться в случае инвестиций. Часто к этой процедуре прибегают при разделе имущества во время развода. А также если в случае кражи нужно подать иск о возмещении убытков. Поводом для такой оценки может стать и элементарное любопытство.
Заключение оценщика часто является базой для искусствоведческой экспертизы. В дальнейшем оно используется при оценке произведения искусства. Проблема оценки часто возникает при страховании перевозок музейных ценностей. Или же при страхования коллекций частных лиц.
Часто владелец какой-то антикварной вещи завышает ее стоимость. При этом старые вещи далеко не всегда оказываются предметами искусства. Поэтому стоимость экспертизы может значительно превысить стоимость таких вещей.
Эксперт, занимающийся оценкой предметов искусства, должен обладать знаниями сразу в нескольких областях. Он должен разбираться в искусствоведении, истории, иметь развитые аналитические способности к научно-исследовательской работе.
Параметры оценки предмета искусства
Обычно оценку производят по двум параметрам:
- физическому (их можно измерить и оценить);
- качественному (определяется только с помощью экспертизы).
Физические параметры это: размер, материал, степень сохранности, полнота укомплектованности. Качественные параметры таковы: имя художника и его роль в истории искусства, параметр впечатления, востребованности рынком на период оценки. Важным также является параметр качества исполнения произведения. Под ним понимается техника автора, композиция произведения и т.д.
Оценивая, например, картину, эксперт устанавливает не только ее цену. Параллельно этому выясняется подлинность предметов.
Источники:
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"