Общих черт у человека и других высших позвоночных гораздо больше: особенности строения организма, наличие сложной высшей нервной деятельности, развитых инстинктов присуще как людям, так и другим млекопитающим. Так же, как и животные, человек стремится в первую очередь удовлетворить свои насущные жизненные потребности: в пище, в безопасности, в продолжении рода. Как и другие представители стайных животных, он стремится занять определенное место в группе.
Но все же главное существенное отличие человека от его четвероногих собратьев состоит в наличии второй сигнальной системы, т.е. речи. Как и животные, люди воспринимают информацию, поступающую в их мозг извне, но только человек способен не просто инстинктивно реагировать на внешние раздражители, но и анализировать их, а также транслировать результаты этого анализа себе подобным. Именно наличие речи позволяет человеку мыслить, создавать сложные социальные связи, передавать накопленный опыт следующим поколениям.
Кто-то может возразить, что существенным отличием человеческого общества от сообщества млекопитающих (стаи, стада, прайда) является разумная организация общественной жизни, наличие законов, регламентирующих взаимоотношения его членов. На самом деле, все это также «заслуга» второй сигнальной системы.
В сообществе животных также действуют свои правила и законы, обусловленные их физиологическими особенностями, образом жизни, средой обитания. И порой они выполняются гораздо более четко, нежели законы «писанные», принятые в обществе людей. Другое дело, что люди способны не просто следовать собственным инстинктам, но и понять, насколько рационально их поведение, просчитать дальние последствия своих поступков. На основании этого и регламентируется человеческое поведение, формулируются социальные, нравственные, этические законы.
Животным же такая «творческая переработка» недоступна именно в силу отсутствия у них речи, а следовательно, и мышления в человеческом понимании этого слова. Естественно, именно благодаря этому человеческие законы более сложны, а отношения в социуме более вариативны, чем в любом самом высокоорганизованном сообществе других представителей класса млекопитающих.
Второе существенное отличие было бы также невозможно без наличия речи и мышления у человека. Это - способность к созидательной творческой деятельности. Известно, что животные могут также изменять свое поведение в зависимости от изменения условий их обитания. Высшие приматы способны использовать даже простейшие орудия труда (палки, камни). Но только человек обладает умением изобретать новые способы использования уже известных ему предметов и приспособлений, имеет возможность взглянуть под другим углом на привычные вещи и изобрести что-то новое, чтобы облегчить себе жизнь. На этой особенности строится вся эволюция человеческого общества.
Именно способность творчески перерабатывать поступающую извне информацию стимулирует развитие у человека, помимо физиологических, и других потребностей: социальных, эстетических. С другой стороны, человек нередко сталкивается с такой проблемой, как «горе от ума». Чрезмерно превознося возможности, открываемые ему мышлением, он пренебрегает своими природными инстинктами, перестает доверять им, а это не всегда приносит благо.
Вторая сигнальная система
Но все же главное существенное отличие человека от его четвероногих собратьев состоит в наличии второй сигнальной системы, т.е. речи. Как и животные, люди воспринимают информацию, поступающую в их мозг извне, но только человек способен не просто инстинктивно реагировать на внешние раздражители, но и анализировать их, а также транслировать результаты этого анализа себе подобным. Именно наличие речи позволяет человеку мыслить, создавать сложные социальные связи, передавать накопленный опыт следующим поколениям.
Кто-то может возразить, что существенным отличием человеческого общества от сообщества млекопитающих (стаи, стада, прайда) является разумная организация общественной жизни, наличие законов, регламентирующих взаимоотношения его членов. На самом деле, все это также «заслуга» второй сигнальной системы.
В сообществе животных также действуют свои правила и законы, обусловленные их физиологическими особенностями, образом жизни, средой обитания. И порой они выполняются гораздо более четко, нежели законы «писанные», принятые в обществе людей. Другое дело, что люди способны не просто следовать собственным инстинктам, но и понять, насколько рационально их поведение, просчитать дальние последствия своих поступков. На основании этого и регламентируется человеческое поведение, формулируются социальные, нравственные, этические законы.
Животным же такая «творческая переработка» недоступна именно в силу отсутствия у них речи, а следовательно, и мышления в человеческом понимании этого слова. Естественно, именно благодаря этому человеческие законы более сложны, а отношения в социуме более вариативны, чем в любом самом высокоорганизованном сообществе других представителей класса млекопитающих.
Способность к созидательной деятельности
Второе существенное отличие было бы также невозможно без наличия речи и мышления у человека. Это - способность к созидательной творческой деятельности. Известно, что животные могут также изменять свое поведение в зависимости от изменения условий их обитания. Высшие приматы способны использовать даже простейшие орудия труда (палки, камни). Но только человек обладает умением изобретать новые способы использования уже известных ему предметов и приспособлений, имеет возможность взглянуть под другим углом на привычные вещи и изобрести что-то новое, чтобы облегчить себе жизнь. На этой особенности строится вся эволюция человеческого общества.
Именно способность творчески перерабатывать поступающую извне информацию стимулирует развитие у человека, помимо физиологических, и других потребностей: социальных, эстетических. С другой стороны, человек нередко сталкивается с такой проблемой, как «горе от ума». Чрезмерно превознося возможности, открываемые ему мышлением, он пренебрегает своими природными инстинктами, перестает доверять им, а это не всегда приносит благо.
Видео по теме