Города и развитие общества
Термин «урбания» происходит от латинского слова «urbanus», что означает «городской». Урбанией называют процесс возрастания роли городов в активном развитии общества – так, предпосылками к ней является рост городской промышленности, политических и культурных функций, а также территориально разделенный труд. Основными признаками урбании является переезд населения сел и малых городов в крупные города, где люди устраиваются на работу и привносят в мегаполисы свой культурно-бытовой фактор.
Обратный процесс, когда люди переселяются из крупных городов в малые города и села, называется рурализацией.
Кроме этого, урбанистические процессы происходят при формировании широких зон пригородов, преобразования сельских поселений в поселки городского типа и миграции провинциальных жителей в города. Также существует понятие «урбания природы», которое связано с трансформацией природных ландшафтов в ландшафты искусственные. Урбания обычно идет рука об руку с большинством политических государственных процессов – так, многие историки считают урбанизацию и эволюцию государственности взаимосвязывающими понятиями.
Субурбанизация
Пригородная урбания или субурбанизация представлена процессами роста и развития пригородов мегаполисов, которые формируются в городские агломерации. В процессе субурбанизации значительно повышаются темпы роста пригородного населения и благосостояния людей. Результатом становится возможность строительства домов «сельского типа» в чистых пригородных зонах, где гораздо более низкий уровень шума и загрязнения воздуха, а также много зелени и атмосферы покоя.
Особенностью субурбанизации является тот факт, что люди продолжают работать в мегаполисах, проживая при этом в пригороде.
Пригородную урбанию сегодня оценивают по-разному и не всегда положительно, поскольку жители пригородной зоны сильно зависят от автомобилей в связи с отсутствием общественного транспорта. Вызывает беспокойство и большой приток людей в города, который превышает потребность в рабочих и способствует повышению уровня безработицы и обостряет многие социально-экономические проблемы. Часовые поездки пригородных жителей в города провоцируют заторы, загрязнение воздуха, потерю времени и другие проблемы, поэтому развитые страны стараются развивать в пригородах маршруты легкорельсового и железнодорожного общественного транспорта.