По своей сути милитаризация - это процесс изменения и приспособления экономики, науки, социальных, общественных, политических и других сфер жизни страны к концепциям милитаризма. Милитаризм является государственной идеологией. Основной ее доктриной является наращивание военного потенциала, постоянное совершенствование вооружений, развитие военного искусства. Одновременно с этим, милитаризм во многом оправдывает преимущественное использование военной силы в разрешении внешнеполитических, а часто и внутренних конфликтов.
Термины «милитаризм» (производное от французского militarisme - военный) и «милитаризация» возникли в середине 19 века. Они характеризовали состояние дел во Франции, вызванное режимом правления и политикой Наполеона III. Эти слова прочно вошли в лексикон политологов и историков ближе к концу девятнадцатого и в начале двадцатого века, когда экономические, политические и территориальные противоречия между ведущими капиталистическими державами подошли к стадии открытого военного противостояния. Милитаризация экономик, общественных и политических укладов многих стран в этот период шла невиданными ранее темпами.
В глобальном плане милитаризация как процесс имеет весьма двойственное значение для государства, в котором она происходит. Основной ее чертой является перевод экономики на военные рельсы для обеспечения роста военного потенциала, обуславливающего успешную конкуренцию в гонке вооружений. С одной стороны, это приводит к постоянному повышению бюджетных расходов на военно-промышленный комплекс, содержание многочисленной армии и вооружений, что является причиной уменьшения фондов, выделяемых на развитие культурных, социальных, общественных сфер жизни. С другой стороны, милитаризация чрезвычайно сильно стимулирует исследовательскую и конструкторскую деятельность во многих областях науки и техники (от механики до электроники, ядерной физики и теории информации).
Обобщая, можно сказать, что милитаризация - это процесс проникновения военной идеологии во все сферы жизни страны, перевод ее экономики, политической идеологии, большинства научных и технических направлений в военное русло. Милитаризация стимулирует научно-технический прогресс, но при этом стремительно истощает внутренние ресурсы государства, препятствует гармоничному существованию и всестороннему развитию его социальных, культурных, общественных традиций.
Термины «милитаризм» (производное от французского militarisme - военный) и «милитаризация» возникли в середине 19 века. Они характеризовали состояние дел во Франции, вызванное режимом правления и политикой Наполеона III. Эти слова прочно вошли в лексикон политологов и историков ближе к концу девятнадцатого и в начале двадцатого века, когда экономические, политические и территориальные противоречия между ведущими капиталистическими державами подошли к стадии открытого военного противостояния. Милитаризация экономик, общественных и политических укладов многих стран в этот период шла невиданными ранее темпами.
В глобальном плане милитаризация как процесс имеет весьма двойственное значение для государства, в котором она происходит. Основной ее чертой является перевод экономики на военные рельсы для обеспечения роста военного потенциала, обуславливающего успешную конкуренцию в гонке вооружений. С одной стороны, это приводит к постоянному повышению бюджетных расходов на военно-промышленный комплекс, содержание многочисленной армии и вооружений, что является причиной уменьшения фондов, выделяемых на развитие культурных, социальных, общественных сфер жизни. С другой стороны, милитаризация чрезвычайно сильно стимулирует исследовательскую и конструкторскую деятельность во многих областях науки и техники (от механики до электроники, ядерной физики и теории информации).
Обобщая, можно сказать, что милитаризация - это процесс проникновения военной идеологии во все сферы жизни страны, перевод ее экономики, политической идеологии, большинства научных и технических направлений в военное русло. Милитаризация стимулирует научно-технический прогресс, но при этом стремительно истощает внутренние ресурсы государства, препятствует гармоничному существованию и всестороннему развитию его социальных, культурных, общественных традиций.