Инструкция
1
Если вы готовитесь к экзамену или зачету, то лучше всего учить материал не по билетам, а по историческим периодам. Так снижается опасность того, что вы просто запутаетесь в многочисленных исторических деятелях, правителях, войнах, реформах и событиях. История развивается закономерно, из предпосылок вытекают причины, события и следствия. Так, если вы хорошо знаете период правления Ивана Грозного, то для вас не составит труда назвать основные причины Смуты. Если вы хорошо подготовились по периоду Великой Отечественной войны и знаете, как была разорена страна в период военных действий и оккупации, то можете рассказать и об основных проблемах послевоенного экономического развития, о восстановлении хозяйства.
2
Еще один очень важный момент: среди историков (как отечественных, так и зарубежных) существует огромный разброс мнений по поводу различных исторических процессов и событий. Кроме того, многие статьи и учебники пестрят зачастую ненужными деталями. Поэтому не пытайтесь объять необъятное, остановитесь на одном учебнике или пособии. Причем не каком-нибудь экзотическом, относящемся к альтернативной истории, и не древнем советском манускрипте, обнаруженном у бабушки на антресолях. Берите самый известный, например, издания МГУ. И если вы будете в письменной или устной форме выражать на экзамене какие-то теоретические выкладки, можете на него сослаться.
3
После того, как вы выучили основные периоды истории России, неплохо бы еще пройтись по историческим персоналиям: князьям, царям, императорам, полководцам, общественным и политическим деятелям, епископам. Если у вас хорошая память, то не поленитесь выяснить и запомнить не только фамилию, но имя и отчество общественных деятелей и деятелей культуры. Это производит положительный эффект на экзаменатора или проверяющего письменную работу, так как свидетельствует о вашем широком кругозоре и грамотности.