Инструкция
1
Если вы готовитесь к экзамену или зачету, то лучше всего учить материал не по билетам, а по историческим периодам. Так снижается опасность того, что вы просто запутаетесь в многочисленных исторических деятелях, правителях, войнах, реформах и событиях. История развивается закономерно, из предпосылок вытекают причины, события и следствия. Так, если вы хорошо знаете период правления Ивана Грозного, то для вас не составит труда назвать основные причины Смуты. Если вы хорошо подготовились по периоду Великой Отечественной войны и знаете, как была разорена страна в период военных действий и оккупации, то можете рассказать и об основных проблемах послевоенного экономического развития, о восстановлении хозяйства.
2
Еще один очень важный момент: среди историков (как отечественных, так и зарубежных) существует огромный разброс мнений по поводу различных исторических процессов и событий. Кроме того, многие статьи и учебники пестрят зачастую ненужными деталями. Поэтому не пытайтесь объять необъятное, остановитесь на одном учебнике или пособии. Причем не каком-нибудь экзотическом, относящемся к альтернативной истории, и не древнем советском манускрипте, обнаруженном у бабушки на антресолях. Берите самый известный, например, издания МГУ. И если вы будете в письменной или устной форме выражать на экзамене какие-то теоретические выкладки, можете на него сослаться.
3
После того, как вы выучили основные периоды истории России, неплохо бы еще пройтись по историческим персоналиям: князьям, царям, императорам, полководцам, общественным и политическим деятелям, епископам. Если у вас хорошая память, то не поленитесь выяснить и запомнить не только фамилию, но имя и отчество общественных деятелей и деятелей культуры. Это производит положительный эффект на экзаменатора или проверяющего письменную работу, так как свидетельствует о вашем широком кругозоре и грамотности.
Обратите внимание
И главное – не бойтесь того, что вам просто не освоить весь материал. Все получиться, если хорошо постараться.
Полезный совет
Как правило, многим тяжело запомнить исторические даты. Тут существует множество способов, но далеко не все из них могут подходить именно вам. Кто-то просто составляет хронологическую таблицу и, как говорится, зубрит всё подряд. Это, как правило, приводит к тому, что человек знает только название и дату. Например, восстание декабристов произошло в 1825 году. А кто такие декабристы, зачем и против чего им понадобилось восставать? Этого уже не помним. Кто-то ищет ассоциации. Например, 1612 год кажется ему кислым, а 1917 перченым, 1990 – шарообразным, а 1147 – колючим. Главное не запутаться. Думается, что самый оптимальный вариант учить не даты, а события, составляющие наполнение исторических периодов или периодов правления одного из царей или императоров. Если вы и не вспомните, что указ об урочных летах вышел 24 ноября 1597 года, то вспомните, его порядок в процессе закрепощения крестьянства (после заповедных лет 1581 года и перед Соборным уложением 1649). Или может вам будет проще запомнить, что его подписал царь Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного.
Источники:
- учим историю россии
- Для чего необходимо изучать историю?