Умение работать с исторической картой. В экзамене дается карта и 4 задания по ней, а значит вы должны уметь анализировать ее и сами определять, какие события на ней изображены. Иногда просят еще и назвать недостающий элемент карты. Например город, который обозначен на карте цифрой 1.
Умение работать с историческим источником, то есть документом. Здесь тот же метод анализа, что и с картой. Сами определите о событиях документа, о том, кто его мог писать и кому он предназначался и уж только потом приступите к заданиям по данному документу. Это могут быть воспоминания, приказы, отрывки из официальных документов, личная переписка и т.д.
Умение анализировать разную историческую информацию иллюстративного характера. Так называемое задание к которому нельзя заранее подготовиться, потому что ты не знаешь, что тебе попадется почтовая марка, изображение собора, монета, агитационный плакат, историческая картина...Вариантов множество. И каждый год организаторы могут напридумывать большое количество таких заданий.Здесь надо включать логику и по малейшим элементам на данной иллюстрации догадаться что за эпоха, к какому событию имеет отношения и также приступать к заданиям.
Знание огромного материала по культуре. Как выглядят все известные архитектурные объекты, кто их создал, когда и почему, все жанры литературы, все стили, техники различных ремесел, всех художников и их работы, сюда же путешественников и научные открытия в различных областях и, естественно, ученых. Все это является большим затруднением, так как на культуру в школьном курсе отводят 1-2 параграфа после каждой темы, а информации там на отдельный школьный предмет.
Умение синхронизировать информацию. И здесь включается зарубежная история. С 2016 года достаточно большой список вопросов по ней был включен в экзамен. Значит нужно представлять историю зарубежных стран и историю России параллельно, а не отдельными курсами. Например, в России правил Иван Грозный, а что в это время было в мире? (реформация в Англии и религиозные войны во Франции, Варфоломеевская ночь и т.д.) Это умение пригодится в заданиях 1 и 11, именно там проверяется знание зарубежной истории.- Знание мнений историков по ключевым или спорным вопросами истории и название их трудов.
Умение аргументировать в ходе дискуссии. В одном из заданий дается заранее спорная проблема или утверждение и вы должны суметь привести аргументы и в подтверждении данного и в опровержении.
Умение писать связное историческое сочинение. Последнее самое сложное задание на 11 баллов. Дается выбор из трех периодов. Согласитесь, можно знать всю историю, но если ты не умеешь связно и по существу излагать свои мысли, то будет трудно. Поэтому здесь только тренировка и подготовка.