Суть как государственного, так и муниципального управления выражается в целенаправленной деятельности органов (соответственно, государственных или муниципальных), или отдельных должностных лиц, состоящих на государственной службе. Цели и методы этой деятельности - различны, но некоторые принципы управления схожи.
Предназначение государственного управления состоит в реализации на практике выбранного политического курса. Основным инструментом здесь является законотворческая деятельность. Иными словами, управление данного рода обеспечивается путем выработки и утверждения различного рода законодательных, правовых и иных актов, а объектом регулирования - отношения граждан.
Теория государственного управления выделяет несколько концептуальных подходов, которые могут служить основой формирования управленческого аппарата. Это правовой, политический и управленческий подходы. Первый из них в качестве основного приоритета деятельности по осуществлению государственного управления называет правовую защиту граждан. Второй - выдвигает доктрину максимально полного воплощения народной воли. Управленческий же подход во главу угла ставит требование наибольшей эффективности работы государственной машины.
Муниципальное управление, в отличие от политического, практически не регулирует отношения граждан. Основной его целью является эффективное использование и развитие инфраструктуры, направленное на повышение благосостояния людей, проживающих на территории муниципалитета.
В отличие от государственных, муниципальные органы не вырабатывают законов. Продуктом их деятельности являются различного рода постановления, проекты, приказы, касающиеся использования муниципальных активов. Кроме того, в функции муниципального управления входит принятие решений об установлении местных налоговых сборов, объеме местного бюджета, программах развития региона, и т.д.