В современных естествознании и философии время рассматривают как базовое, но неопределенное понятие. Оно чем-то напоминает определение точки в геометрии или элемента в теории множеств. Если давать самое простейшее философское определение, то время - это некое необратимое течение из прошлого в будущее. Именно внутри него происходят все события и процессы, которые вообще есть в существующие в бытии.

Однако даже такое элементарное описание слишком туманно. Неудивительно: в течении многих тысячелетий люди пытаются познать природу времени, но не могут этого сделать до сих пор. Есть лишь точки зрения на время различных культур, наук, отдельных людей.

И все же, оставаясь непознанным, время является одним из важнейших понятий человеческого мышления. Многие великие философы рассматривали и рассматривают его как нечто объективное, но есть и такие мыслители, которые определяют время исключительно как субъективное понятие, присущее человеческому сознанию.

На заре развития человечества понятие времени носило циклический характер. Оно определялось восходом и заходом Солнца, сменой времен года и т.д. Позднее выработалось более совершенное, линейное представление о времени. В начале XX века была открыта связь между временем и пространством. А мыслители Средневековья сформировали новое направление исследований времени, междисциплинарное. Оно получило название – темпорологии и объединило философов, ученых, богословов, художников – всех тех, кто интересовался природой времени.

Все же была попытка создать универсальную теорию времени. Ее предпринял Дж.Т.Фрезер, президент Международного общества по изучению времени (International Society for the Study of Time). Он издал под своей редакцией фундаментальное исследование, которое включало теоретические и эмпирические материалы всех междисциплинарных исследований времени. Но они всего лишь подтверждают, что невозможно рассматривать биологические, физические, исторические, психологические, философские и литературные концепции времени с одной общей точки зрения.

Тем не менее, за последние три тысячи лет различными науками выработаны четыре концепции природы времени: реляционная, субстанциальная, статическая и динамическая. Межу собой они различаются трактовкой взаимоотношений между временем и объектами.