Понятие развития в философии
В философии принято считать, что развитие представляет собой особенную связь между различными состояниями какого-либо явления. Смысл и суть развития философы видят в смене исторических событий, качественном преобразовании предметов материального мира и других явлений действительности. Развитие осуществляется во времени.
О развитии говорят, когда имеет место определенная преемственность между двумя состояниями объекта. Такая связь только при первом рассмотрении представляется хаотичной, но она далеко не беспорядочна. Один из критериев развития – организованность и направленность качественных преобразований. В понятии развития аккумулируется связь между прошлым, нынешним и будущим состояниями.
Основные концепции развития в философии
Одна из первых целостных концепций развития в философии нашла отражение в работах немецких философов, живших в XVIII и XIX веках. Представители классической философии, к числу которых нужно отнести Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля, участвовали в создании модели диалектики, которую сегодня принято называть рационалистической. Она построена большей частью на умозрительных положениях, не все из которых подтвердились практикой.
Несколько позже, к середине XIX века, в научном сообществе было накоплено достаточное количество данных, относящихся к естественным и общественным наукам. Это создало предпосылки для появления сразу нескольких теоретических моделей развития. Наиболее популярными из них в истории философии считаются градуалистская и диалектико-материалистическая концепции.
Самым известным сторонником градуалистской модели считается английский философ Герберт Спенсер. Его взгляды оказали самое большое влияние на становление европейской философии второй половины XIX века. Основываясь на данных, полученных Дарвином, Спенсер по-своему развил его учение о естественном отборе, дополнив его оригинальными соображениями. В центре концепции Спенсера лежала идея о всеобщей, постепенной и линейной эволюции мира.
Не менее значительной стала модель развития, предложенная в рамках диалектического материализма, возникновение которого справедливо связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие данная концепция получила в трудах В.И. Ульянова (Ленина) и в многочисленных работах философов, относящихся к советскому периоду истории России.
По своему содержанию диалектико-материалистическая концепция была значительно богаче, чем более «плоская» градуалистская модель эволюции. Она предполагала, что развитие идет не линейно, а по разворачивающейся спирали. В нем присутствует не только плавное изменение, но также скачки и так называемые перерывы постепенности, являющиеся по сути своей «революционными» преобразованиями.
Прогрессивные философы продолжают активно использовать диалектико-материалистическую концепцию и сегодня. Впрочем, те марксистские идеи, которые относятся к развитию общества, очень часто резко критикуют, усматривая в них призыв к насильственному изменению общественных устоев.