Чтобы оценить грамотность каждого ученика, учитель обязан для работы использовать текст, который соответствует нормам литературного языка и имеет подходящий объем для конкретного класса. Например, для школьников начальных классов объем диктанта не должен превышать 70 слов (для 2 класса - 20-40 слов, для 3-ого - 40-60, для 4-ого - 70). Для учеников средних и старших классов нормы, естественно, выше, а именно, для 5-ого – до 100 слов, для 6-ого – до 110 слов, для 7-ого – до 120, для 8 и 9 класса – до 170 слов.
Что касается критерия оценивания работ, то постановка оценки зависит от характера ошибок и их количества. Например, две негрубые ошибки считаются за одну, к ним относятся:
- исключения из правил;
- написание с заглавной буквы составных наименований;
- написание имен собственных с маленькой буква в словах нерусского происхождения;
- замена одного знака препинания на другой, нарушение последовательности постановки знаков;
- написание буквы "ы" после приставок и т. д.
Исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
- перенос слов;
- на неизученные орфограммы;
- невключенные в школьную программу;
- при постановке самовольной авторской пунктуации;
- описки (например, замена местами двух стоящих рядом букв).
При постановке оценки важны и другие нюансы, например, повтор ошибки в однокоренных словах считаются за одну, ошибки на одно правило расценивается точно так же.
Оценка "5" ставится при безошибочном написании диктанта или при наличии в тексте 1 негрубой ошибки. Стоит учитывать, что два исправления в работе считаются за одну ошибку. При допуске более четырех исправлений учитель имеет право поставить отметку на балл ниже.
Оценка "4" ставится при допуске до 4 ошибок, среди которых 2 орфографических и 2 пунктуационные, 1 орфографическая и 3 пунктуационных или только 4 пунктуационные. Если в тексте имеется 3 ошибки на правописание или работа выглядит неаккуратно, то педагог может снизить оценку до 3 баллов.
Оценка "3" ставится при допуске до 8 ошибок, среди которых 4 орфографические и 4 пунктуационные, 3 орфографические и 5 пунктуационных или 7 только пунктуационных.
Оценка "2" ставится в том случае, если в тексте более 10 ошибок (орфографических и пунктуационных поровну, 4 ошибки по орфографии и 6 по постановке знаков препинания или при допуске более 4 грубых орфографических (сюда можно отнести изученные слова для запоминания, слова, к которым можно подобрать проверочные).
Если диктант написан с большим количеством всевозможных ошибок, то учитель имеет право расценить работу в 1 балл. Исправить единицу в дальнейшем будет очень сложно, а она значительно влияет на итоговую отметку. Поэтому перед сдачей диктанта на проверку следует тщательно перечитать текст и к словам, правильность написания которых вызывают у вас сомнения, попытаться подобрать проверочные слова, вспомнить изученные правила.