Инструкция
1
Прежде всего, необходимо определить цель анализа. Обычно ABC анализ проводят с целью увеличения эффективности использования ресурсов компании, будь то база клиентов, ассортимент или поставщики.
2
3
После этого выберите объект для анализа, а также параметр – признак, по которому вы собираетесь этот объект анализировать. Типичный объект ABC анализа – товарные группы. Параметром для его измерения и описания будут служить объем продаж, оборачиваемость, доход, а также некоторые другие критерии.
4
Составьте список анализируемых объектов с указанием значения его параметра. После этого отсортируйте эти объекты по убыванию значения параметра.
5
Рассчитайте долю параметра каждого объекта от общей их суммы. Здесь удобно использовать долю с накопительным итогом – она вычисляется путем прибавления очередного параметра к сумме предыдущих.
6
Выделите среди объектов группы A, B и C. В группу A войдут объекты, имеющие сумму долей в 80%, в группу B - 15%, а в группу С - 5%.
7
То же самое проделайте со всеми параметрами, которыми можно охарактеризовать объект. В результате проведения ABC анализа получаются весьма красноречивые данные, показывающие, какие ресурсы дают компании наибольшую выгоду.
Обратите внимание
Помимо описанного эмпирического метода разделения групп, существует также метод суммы. Его отличие в том, что индивидуальная доля каждого объекта складывается с суммарной долей группы, поэтому значение суммы колеблется от 0 до 200%. При этом в группу в группу A войдут объекты, с суммой долей в 100%, в группу B - 45%, а в группу С - все оставшиеся объекты.
Полезный совет
Каждый объект удобно анализировать в одном файле электронной таблицы. При этом каждая отдельная вкладка будет показывать ранжирование объектов по какому-либо параметру.
Источники:
- Миф о 80/20