Сложные ситуации в деятельности любого предприятия неизбежны. Нестабильность рыночной обстановки не оставляет надежд на существование фирмы без каких-либо проблем, не говоря уж об обеспечении ежемесячной прибыли на постоянно высоком уровне.
Тем не менее, возникающие проблемы отнюдь не должны быть фатальными для предприятия. Во многом избежать негативного развития событий позволяет один из надежных и проверенных временем инструментов – ситуационный анализ.
Ситуационный анализ представляет собой исследование перспектив фирмы (или ее подразделений), выявление сильных и слабых сторон. Исходя из этого некоторые маркетологи считают отдельной облегченной разновидностью ситуационного анализа SWOT-анализ. Тем не менее, эти методики несколько различаются, если сравнивать порядок и особенности действий при каждой из них.
Ситуационный анализ начинается с требования руководителя компании к своим маркетологам провести «срез» внутренней и внешней среды организации, в результате чего менеджмент должен осознать реальные позиции, которые занимает фирма на сегодняшний день.
Исследованиям обычно подвергаются 4 основные направления деятельности любой компании: производство, снабжение, НИОКР, сбыт. Однако также тщательно могут быть изучены те сферы деятельности, которые обеспечивают стабильное функционирование предприятия: информация, финансы, кадровая служба и другое. На практике все же ограничиваются критически важными в данной ситуации сферами, ибо полный комплекс исследований (особенно для большой фирмы) может обойтись очень дорого.
Ситуационный анализ разделяется на отдельные стадии, среди которых обычно выделяются следующие:
1. Формулировка проблемной ситуации;
2. Формулировка единой концепции исследования.
3. Выбор объекта исследований.
4. Непосредственный анализ.
Зачастую при проведении изысканий применяются подходящие классические инструменты маркетинговых исследований: анкеты, опросники, листовки, рекламные буклеты, распространяемые среди потенциальных потребителей продукции фирмы.
Подобный анализ, охватывающий комплексно всю деятельность компании, в итоге воплощается в объемный отчет, в котором можно рассмотреть все сильные и слабые позиции компании, а также трудности и возможности, с которыми приходится сталкиваться.
Полученные в итоге результаты позволят не только избавиться от иллюзий и домыслов относительно положения и перспектив хозяйственной деятельности, но и рационализировать весь последующий ход делового процесса, усовершенствовав основные его механизмы. В итоге такой оценки менеджмент организации может наметить новые стратегические и/или тактические перспективы в развитии и расширении своей деятельности.
Ситуационный анализ может применяться не только как антикризисная мера. Напротив, в международной практике его принято проводить 1-2 раза в год, независимо от текущего положения дел на предприятии. Даже преуспевающей фирме результаты ситуационного анализа могут показать новые возможности для развития, либо предупредить наступающие трудности.
Помимо того, полученная таким методом информация может быть использована не только для наилучшего управления организацией, но также в целях контроля за работой отдельных ее подразделений.
Тем не менее, возникающие проблемы отнюдь не должны быть фатальными для предприятия. Во многом избежать негативного развития событий позволяет один из надежных и проверенных временем инструментов – ситуационный анализ.
Ситуационный анализ представляет собой исследование перспектив фирмы (или ее подразделений), выявление сильных и слабых сторон. Исходя из этого некоторые маркетологи считают отдельной облегченной разновидностью ситуационного анализа SWOT-анализ. Тем не менее, эти методики несколько различаются, если сравнивать порядок и особенности действий при каждой из них.
Порядок проведения ситуационного анализа
Ситуационный анализ начинается с требования руководителя компании к своим маркетологам провести «срез» внутренней и внешней среды организации, в результате чего менеджмент должен осознать реальные позиции, которые занимает фирма на сегодняшний день.
Исследованиям обычно подвергаются 4 основные направления деятельности любой компании: производство, снабжение, НИОКР, сбыт. Однако также тщательно могут быть изучены те сферы деятельности, которые обеспечивают стабильное функционирование предприятия: информация, финансы, кадровая служба и другое. На практике все же ограничиваются критически важными в данной ситуации сферами, ибо полный комплекс исследований (особенно для большой фирмы) может обойтись очень дорого.
Ситуационный анализ разделяется на отдельные стадии, среди которых обычно выделяются следующие:
1. Формулировка проблемной ситуации;
2. Формулировка единой концепции исследования.
3. Выбор объекта исследований.
4. Непосредственный анализ.
Зачастую при проведении изысканий применяются подходящие классические инструменты маркетинговых исследований: анкеты, опросники, листовки, рекламные буклеты, распространяемые среди потенциальных потребителей продукции фирмы.
Подобный анализ, охватывающий комплексно всю деятельность компании, в итоге воплощается в объемный отчет, в котором можно рассмотреть все сильные и слабые позиции компании, а также трудности и возможности, с которыми приходится сталкиваться.
Полученные в итоге результаты позволят не только избавиться от иллюзий и домыслов относительно положения и перспектив хозяйственной деятельности, но и рационализировать весь последующий ход делового процесса, усовершенствовав основные его механизмы. В итоге такой оценки менеджмент организации может наметить новые стратегические и/или тактические перспективы в развитии и расширении своей деятельности.
Особенности применения ситуационного анализа
Ситуационный анализ может применяться не только как антикризисная мера. Напротив, в международной практике его принято проводить 1-2 раза в год, независимо от текущего положения дел на предприятии. Даже преуспевающей фирме результаты ситуационного анализа могут показать новые возможности для развития, либо предупредить наступающие трудности.
Помимо того, полученная таким методом информация может быть использована не только для наилучшего управления организацией, но также в целях контроля за работой отдельных ее подразделений.