Вам понадобится
  • - музыкальный инструмент;
  • - базовые навыки исполнения;
  • - учебно-методические пособия, ориентированные на исполнение на конкретном инструменте.
Инструкция
1
За свою короткую жизнь - всего 35 лет - Моцарт успел оставить след во всех жанрах, сформировавшихся к тому времени: кантаты, сонаты, оды, духовно-хоровая музыка, симфонии, камерно-инструментальные произведения, вокальные произведения и прочее. Но главное место в его творчестве занимают музыкально-драматические произведения на родном языке.
2
Ранние произведения Моцарта характеризуются легкостью и веселостью. При сопоставлении с биографическими фактами эта жизнерадостность становится понятной: австрийский вундеркинд успешен, ему рукоплещет вся Европа, его музыку слушает император. Но неудачи накладывают свой отпечаток. Со временем музыка Моцарта приобретает оттенок трагичности, а взгляд лирического героя меняется с беззаботного на философски-отстраненный.
3
Однозначного ответа на вопрос, как играть Моцарта, нет, и дело не в противоречиях среди педагогов и исполнителей, а в инструменте, для которого написана музыка. Чтобы освоить тонкости исполнения на конкретном инструменте, будь то фортепиано, скрипка или флейта, обращайтесь к опытному педагогу. В любом случае без его помощи музицирование превращается в механическое воспроизведение нот и не передает ни духа эпохи, ни настроения композитора.
4
Читайте труды по методике игры на своем инструменте. В частности, особенности исполнения клавирных произведений Моцарта изучал известный педагог Г. Нейгауз. Он обращал внимание своих учеников на педализацию и добивался короткой прямой педали (строго на сильную долю и быстрое снятие). Исполнители моцартовских произведений на других инструментах обращаются к мастерам своей сферы.
5
Однако есть и общие черты, которые важно учесть при исполнении на любом инструменте. Штрихи исполняются по правилам классической школы. Так, форшлаги и другие украшения начинаются на сильную долю (для сравнения в романтической музыке они играются как бы их затакта). Лиги, объединяющие парные ноты, играются с ударением на первую ноту и «отскоком» на второй (аналогично ударению на первый слог и легкому безударному). Причем неважно, играется ли первая нота лиги на сильную долю или на слабую (хотя, как правила, синкоп в музыке Моцарта нет).
6
Гаммообразные пассажи, демонстрирующие виртуозность и беглость исполнителя, достойны отдельного внимания. Разучивайте их в медленном темпе, следя за ровностью длительностей и динамики. Несмотря на сложность, эффект от их исполнения должен быть таким же, как и музыка Моцарта - легким, воздушным, будто вы не прилагаете усилий.
7
Музыка Моцарта изобилует хрестоматийными ходами: золотыми секвенциями, золотыми ходами валторн и т.д. Подчеркивайте их, делая рельефными, но не перекрывайте ими мелодию.