Что такое контртенор
Контртенор, или, как его еще называют, контратенор – голос академического вокалиста, специализирующегося на исполнении альтовых и/или сопрановых партий.
Контртенор иногда называют мужским сопрано.
Изначально в европейской полифонической музыке XIV-XVI вв. контртенором называли побочную вокальную партию, дополнявшую партии тенора и дисканта. Начиная с середины XVI столетия с распространением четырехголосия партия контренора разделилась надвое: одна исполнялась ниже тенора и называлась contratenor-bassus, вторая – выше и называлась contratenor altus. Вскоре термин перестали употреблять в первоначальном значении, вместо этого в Италии contratenor-bassus стали называть просто басом, contratenor-altus – альтом, во Франции закрепился термин от-контром (haute-contre), а в Великобритании – контртенор.
С давних времен широко распространен миф, что мужчины, обладающие контртенором и способные петь в женской тесситуре, страдают от некой аномалии, и что их голосовой аппарат устроен по женскому типу. Это заблуждение. В действительности умение петь высоким голосом достигается путем развития верхнего голосового регистра.
Отличия контртенора от альтино и фальцета
Тенор-альтино зачатую путают с контртенором. Альтино – разновидность лирического тенора с высокой тесситурой, отличающийся от контртенора в первую очередь тем, что однозначно идентифицируется как высокий мужской голос, в то время как контртенор звучит женоподобно. Вокалист альтино обладает диапазоном до ноты ми второй октавы.
Тенор-альтино – редкость, обладатели такого голоса поют полнозвучным смыканием связок.
Наконец, фальцет, или, как его иногда называют, фистула, не имеет отношения к классификации тембров вокалистов, но является верхним головным регистром: петь фальцетом может обладатель любого певческого голоса. В сущности фальцет достигается путем специфического звукоизвлечения.
Чтобы спеть фальцетом, необходимо перевести голосовые связки в такой режим, при котором колебаться будут лишь ближайшие к щели слои ткани Mucosa. Фистула применяется в исключительных случаях для придания звуку особой окраски, впрочем, некоторые композиторы, используют ее для создания определенного образа. Так, фальцетом исполняется партия Фигаро в эпизоде, где он имитирует голос Розины.