Оперный жанр - ошибка итальянцев
Опера появилась в эпоху Возрождения в Италии. Существует много предположений по вопросу, кто заложил основу развития оперного жанра. Одна из теорий говорит о том, что опера, тогда она называлась «музыкальной драмой», появилась по ошибке.
В XV веке итальянцы проявляли большой интерес к культуре древнего Рима и Греции, как, собственно, и весь мир. Но особенно многих итальянских культуроведов интересовала античная драма. Изучая оригиналы трагедий, они заметили, что над словами в тексте греки ставили специальные знаки. В результате итальянцы предположили, что эти знаки вроде современных нот, и актеры, играющие роли в трагедиях, произносили слова на распев.
Как выяснили позже историки, это не совсем соответствовало правде, т.к. никаких намеков на то, чтобы греки распевали свои речи в постановках, нет. Знаки же ставились, чтобы актер понимал, на каких словах делать акцент.
Но на тот момент это уже не имело значения, т.к. было решено, что теперь чтобы подражать античной культуре, необходимо писать музыку, которая могла бы выражать все чувства и давала возможность актерам пропевать слова.
Музыкальная драма
Жанр оперы динамично развивался с XVI века. Если проанализировать сегодняшнюю оперу и оперы, поставленные пару веков назад, можно увидеть огромную разницу между этими произведениями. В связи с этим, очень трудно определить, какой из спектаклей XVI века стал первой оперой. По сохранившимся документам ученые нашли указание на то, что первый спектакль под музыкальное сопровождение был поставлен по древнегреческому мифу о боге Аполлоне, и называется он «Дафна».
Однако до наших дней первое музыкально-драматическое произведение так и не сохранилось, зато сохранилась вторая опера, которая называется «Эвридика». Композитором обеих опер был итальянец по имени Якопо Пери.
Две эти трагедии хоть и являются родоначальницами оперного жанра, но назвать их операми в том смысле, который мы привыкли видеть за термином, нельзя. Да и самого названия «опера» тогда не существовало. Сами итальянцы слово «опера» употребляли как «сочинение», а поставленные трагедии называли «музыкальной драмой». В действительности же это были обычные постановки с музыкальными номерами между актами.
Первая опера
Первой же оперой, которая подходит под современное определение, стала трагедия «Орфей» композитора Клаудио Монтеверди. В 1615 году вышло его последнее издание партитуры, которая насчитывала до 40 инструментов. Эти инструменты не просто исполняли музыку между актами, а передавали характеры персонажей и сцен.
В XVII веке опера была забыта, как только Монтеверди умер. Вспомнили же о ней только через 200 лет. Несмотря на то, что опера «Орфей» имеет свои особенности, что отличает ее от более поздних произведений того же жанра, спектакли ставили в соответствии с задумкой автора, сохраняя все поправки и рекомендации.