Оперный жанр - ошибка итальянцев
Опера появилась в эпоху Возрождения в Италии. Существует много предположений по вопросу, кто заложил основу развития оперного жанра. Одна из теорий говорит о том, что опера, тогда она называлась «музыкальной драмой», появилась по ошибке.
В XV веке итальянцы проявляли большой интерес к культуре древнего Рима и Греции, как, собственно, и весь мир. Но особенно многих итальянских культуроведов интересовала античная драма. Изучая оригиналы трагедий, они заметили, что над словами в тексте греки ставили специальные знаки. В результате итальянцы предположили, что эти знаки вроде современных нот, и актеры, играющие роли в трагедиях, произносили слова на распев.
Как выяснили позже историки, это не совсем соответствовало правде, т.к. никаких намеков на то, чтобы греки распевали свои речи в постановках, нет. Знаки же ставились, чтобы актер понимал, на каких словах делать акцент.
Музыкальная драма
Жанр оперы динамично развивался с XVI века. Если проанализировать сегодняшнюю оперу и оперы, поставленные пару веков назад, можно увидеть огромную разницу между этими произведениями. В связи с этим, очень трудно определить, какой из спектаклей XVI века стал первой оперой. По сохранившимся документам ученые нашли указание на то, что первый спектакль под музыкальное сопровождение был поставлен по древнегреческому мифу о боге Аполлоне, и называется он «Дафна».
Однако до наших дней первое музыкально-драматическое произведение так и не сохранилось, зато сохранилась вторая опера, которая называется «Эвридика». Композитором обеих опер был итальянец по имени Якопо Пери.
Две эти трагедии хоть и являются родоначальницами оперного жанра, но назвать их операми в том смысле, который мы привыкли видеть за термином, нельзя. Да и самого названия «опера» тогда не существовало. Сами итальянцы слово «опера» употребляли как «сочинение», а поставленные трагедии называли «музыкальной драмой». В действительности же это были обычные постановки с музыкальными номерами между актами.
Первая опера
Первой же оперой, которая подходит под современное определение, стала трагедия «Орфей» композитора Клаудио Монтеверди. В 1615 году вышло его последнее издание партитуры, которая насчитывала до 40 инструментов. Эти инструменты не просто исполняли музыку между актами, а передавали характеры персонажей и сцен.
В XVII веке опера была забыта, как только Монтеверди умер. Вспомнили же о ней только через 200 лет. Несмотря на то, что опера «Орфей» имеет свои особенности, что отличает ее от более поздних произведений того же жанра, спектакли ставили в соответствии с задумкой автора, сохраняя все поправки и рекомендации.