«Убирает» волосы возле уха
Для раннего младенческого возраста характерна частая смена периодов сна и бодрствования. В момент накопления усталости важно помочь ребенку успокоиться и заснуть, иначе он может переутомиться, стать капризным и плаксивым. Возможно, некоторым родителям знакома ситуация, когда малышу не помогают ни укачивания, ни мамины объятия, ни знакомая колыбельная. Специалисты считают, что такое поведение свидетельствует о пропущенном «окне в сон», когда процесс засыпания проходит наиболее мягко и естественно. Как же вовремя поймать этот момент и на что обратить внимание?
О готовности ко сну свидетельствует ряд невербальных знаков в поведении. Младенец может проводить рукой возле уха, как будто убирает невидимые волосы. Его неподвижный взгляд надолго задерживается на каком-то предмете, а любимые игрушки не вызывают обычного интереса. Ребенок может проситься на руки, но при этом не желает идти на контакт с взрослым. Все эти невербальные жесты говорят о готовности малыша ко сну. Чтобы избежать переутомления, можно смело приступать к знакомым ритуалам – переодеванию, купанию, кормлению, укачиванию.
Ловит взгляд взрослого
В период бодрствования младенец активно изучает мир. Правда, не все время, пока он не спит, ребенок хочет общаться с взрослыми, участвовать в развивающих играх или изучать игрушки. Готовность к познавательной деятельности можно определить по ряду сигналов. Например, ребенок пытается поймать взгляд взрослого, активно двигает ногами и руками, сам тянется к игрушкам. В этот момент он полностью готов к взаимодействию и освоению чего-то нового.
Если же малыш выкидывает игрушки, избегает зрительного контакта, извивается и выгибается, ему пора переключиться на спокойное бодрствование – побыть одному или просто полежать рядом с мамой.
Скрещивает руки перед собой
Интересные выводы о способах младенческой коммуникации сделала Вивьен Сабель – британский психотерапевт и автор книги «Метод Блоссом: Революционный способ общения с ребенком с рождения». Ее воспитывала глухонемая мать, поэтому доктор Сабель в совершенстве владеет языком жестов и с раннего детства постигала тонкости невербального общения. В дальнейшем на основе уникального опыта специалист создала собственный метод общения с детьми раннего возраста. Проверку теории она проводила на своей дочери Блоссом, поэтому позже назвала научный труд в ее честь. Как утверждает автор, придерживаясь ее советов, каждый сможет понимать потребности своего ребенка с первых дней жизни.
Проблема родителей заключается еще в том, что они склонны неверно оценивать жесты детей, сравнивая их поведение с взрослыми людьми. Например, когда малыш начинает сидеть, ползать и ходить его язык жестов обогащается, но часто считывается окружающими ошибочно.
Если ребенок скрещивает руки при виде новой игрушки, то этот жест, чаще всего, расценивается, как нежелание в нее играть. Ведь взрослые люди таким способом обычно закрываются от внешнего мира. Но у малышей подобное поведение является выражением неуверенности. Хоть они и любопытны, при виде новой игрушки могут почувствовать нерешительность, страх перед изучением чего-то незнакомого. Родителям не следует торопить ребенка или сразу прятать игрушку. В большинстве случаев он сам наберется смелости и приступит к ее исследованию.
Держит пальцы во рту
Обычно маленькие дети сосут пальцы в тех случаях, когда голодны или испытывают дискомфорт из-за прорезывания зубов. Если же ребенка не беспокоит ни одна из этих причин, он посылает родителям сигнал о повышенной тревожности, усталости. Возможно, ему не хватает внимания, ласки или возникает повышенная возбудимость после длительного просмотра мультиков.
Чтобы мягко и безболезненно отучить малыша от вредной привычки, важно найти причину его беспокойства и устранить ее.
Отталкивает родителей и убегает
Первые годы жизни для малыша именно родители являются центром вселенной. Недаром многие мамы жалуются, что, едва научившись ходить, дети буквально следуют за ними по пятам, не желая ни на минуту оставаться в одиночестве. Тем удивительнее для взрослого ситуация, когда ребенок вдруг начинает убегать и отталкивать его. Такое поведение обычно расценивается, как проявление обиды, злости, недовольства.
Доктор Вивьен Сабель видит в этом, скорее новый этап развития личности. Ребенок будто говорит: «Я хочу делать сам!» У него формируется доверие к себе и окружающему миру, и, значит, наступает пора самостоятельных исследований.
Вытягивает руки вверх и склоняет голову набок
Обычно подобные жесты со стороны ребенка сопровождаются выражением обиды и недовольства на лице. Родители думают, что он чем-то расстроен и не хочет идти на контакт. На самом деле открытые ладони говорят о проявлении доверия, а склоненная голова выражает дружелюбие. Таким способом малыш пытается сказать: «Не сердитесь на меня, давайте мириться!»
Прячется при виде незнакомых людей
В первые годы жизни дети нечасто контактируют с незнакомыми людьми. Когда же это происходит, они, порой, пытаются спрятаться, убегая из комнаты, отворачиваясь или даже натягивая на голову одежду. Но не стоит думать, что такое поведение – проявление неприязни. Ребенок пытается сказать: «Перестаньте на меня смотреть, меня нет!»
На самом деле ему просто нужно время, чтобы справиться с тревогой при виде незнакомца, а пристальное внимание ему в этом мешает. Как только малыша оставят в покое, он почувствует себя в безопасности, а природное любопытство рано или поздно подтолкнет его покинуть свое укрытие.
- 16 жестов для общения ребенка, пока не умеет говорить